Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к обучению. И это вполне понятно, потому учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое «внимательный ребёнок?»
Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.
Практическая часть.
Группам родителей раздаются листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Игры для первой группы.
Игра «Не собьюсь»: по сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».
Игра «Ищи безостановочно»: в течение 15-20 сек. найти вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.
Игры для второй группы.
Игра «Полслова за вами»: участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез-да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Упражнение «Ладонь-кулак»: руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.
Игры для третьей группы.
Игра «Повтори быстро»: ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторили за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог - «перестрелка».
Ну, начали! Повторите - «стол». Играющие говорят: «стол». Повторите – «окно». Играющие говорят: «окно».
Игра «Кто быстрее соберёт»: ведущий раскладывает на столе, стульях, полках, подоконнике 5 различных предметов. Водящий с закрытыми глазами должен быстро собрать все вещи в том порядке, который укажет ему ведущий.
Игровые упражнения (для всех групп).
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы). Задания: зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.), зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.), зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).
Памятка родителям:
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Библиографический список
1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.2. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:
Просвещение, 1971.
3. Познавательные процессы личности и методика их развития/Под ред. Е.Н Степанова. Псков, 1994.
4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1997.