Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Проценко Н.Е. Особенности обучения детей с ОВЗ в начальной школе (из опыта работы в общеобразовательной школе)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

С учеником ОВЗ с задержкой психического развития я работаю четвертый год. Ко мне он пришел в 1 -ом классе. Первое время мальчик был немного замкнут, ему трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательное. Год он учился по обычной программе, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ему, и нам. Он очень часто болела. После длительных отсутствий, приходилось начинать все сначала. Так как, кроме простудных заболеваний у него было много других диагнозов. Учитывая все трудности обучения, была проведена беседа с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить мальчика на ПМПК с целью определения образовательного маршрута. Он продолжил обучение в нашем классе, но уже как учащийся с диагнозом ОВЗ по программе 8 вида обучения.

Для реализации адаптированной образовательной программы мы обратились за помощью в коррекционную школу, которая является ресурсным центром и часто проводит семинары для учителей образовательных учреждений, где знакомит с особенностями работы с детьми с ОВЗ. Мне повезло в этом плане, несколько лет я работала сама с такими детьми. Поэтому данный ребенок не стал для меня особой проблемой.

Мальчик обучается про учебному плану для детей с ОВЗ (умственная отсталость).

В данном учебном плане не все названия предметов совпадают с названиями предметов нашей начальной школы. Есть предмет, которые ведутся только в коррекционных школах: «Речевая практика», это 1 час в группе часов русского языка. Окружающий мир - это предмет «Мир природы и человека». Кроме того, у этих детей больше часов выделяется на технологию, окружающий мир. В связи с этим, у ребенка часть предметов совпадают с учениками класса. Часть мы занимаемся индивидуально. Это урок до занятий (класс обучается во 2 смену), уроки английского языка и ОРКСЭ. Ведется оценивание, которое соответствует требования данной программы.

Хорошим подспорьем являются учебники для коррекционной школы. Программный материал там представлен понятно и доступно.

Для детей, имеющих данный статус в нашей школе проводятся коррекционные занятия с психологом, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Если в прошлом году это были индивидуальные занятия, то в этом году он посещает один раз в неделю и групповое занятие для детей с диагнозом ОВЗ для начальной школы.

Для оценивания данного ученика, был заведен отдельный журнал. Так как в Сетевом городе для нас пока стало проблемой выделить данного ученика индивидуально на отельную страницу, вне классного общего списка, а также как правильно прикрепит его индивидуальный план работы.

Хочу честно сказать, иметь такого ребенка в классе, хлопотно. Но мой воспитанник не мешает другим ребятам в плане дисциплины, он активно общается со своими одноклассниками, находит с ними занятия по интересам. Я стараюсь сглаживать, моменты, когда возникают вопросы, касаемые его индивидуальных особенностей. На таких уроках как ИЗО, музыка, технология он работает на уровне со своими одноклассниками.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Библиографический список1. Инклюзивное образование [Текст]: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: [методическое пособие] / [Староверова М. С и др.; под редакцией М. С. Староверовой]. - М.: ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)

2. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: Монография /В.Г.Гончарова - М.: НИЦ ИНФРА-М, СФУ, 2020 (1экз.)

3. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е. А. Медведева. — М.: Юрайт, 2018 (3 экз.)

4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.

5. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6.

6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

7. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.
2022