Актуальность выбранной темы неоспорима, так как в настоящее время наблюдается определенной противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Цель: является попытка анализа современной развивающей экологической среды в ДОУ как метода экологического воспитания детей старшего дошкольного Объект исследования: развивающая экологическая среда ДОУ. Предмет исследования: формы и методы работы с детьми в «экологическом пространстве» ДОУ. Гипотеза: состоит в том, что, создавая «экологическое пространство» в ДОУ педагогом, формируется у детей правильно-осознанное отношение к природе. Задачи: 1. Провести глубокий педагогический и психологический анализ источников литературы по данному вопросу исследования. 2. Выявить влияние создание экологической развивающей среды на развитие экологического воспитания и обучения. 3. Определить своеобразие приемов руководства работы в развивающей среде экологического воспитания в данной возрастной группе. Опытно-экспериментальная часть работы проводилась в детском саду № 108«Аистёнок» г. Туапсе, с детьми подготовительной к школе группы в количестве 20 детей. Задачами констатирующего эксперимента стали: 1. Выявить экологическую развивающую среду ДОУ. 2.Определить уровень «экологических знаний» и «отношений» детей к природе. Для решения первой задачи я составила экологический паспорт ДОУ № 108 «Аистёнок» г. Краснодар. Для определения уровня «экологических знаний» и «отношений» детей к природе я придерживалась следующих критериев сформированности экологических знаний: 1) знания о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о неживой природе; 4) знания о временах года. Анализируя результаты диагностики детей подготовительной к школе группы, констатирую: с высоким общим уровнем сформированности экологических знаний в подготовительной к школе группе выявлено 20 % детей, со средним 60 % детей, с низким 20 %. Данные подтверждает рисунок №1. Рисунок№1. Оценка результатов деятельности дошкольников в констатирующем эксперименте. Задачами формирующего этапа стали: 1.Создать развивающую экологическую среду в группе и на участке детского сада. 2.Реализовать комплексную программу по развитию у детей экологических знаний и умений. 3.Планирование экологических мероприятий. Для решения первой задачи эксперимента я создала развивающую, экологическую среду в группе, в нее вошли следующие элементы: Уголок природы, Опытно-исследовательская лаборатория, Речевой уголок, Стена творчества, «Уголок здоровья», Игровой уголок. Также я создала экологическую тропу. В нее вошли Точка «Сосна». Точка «Катальпа». Точка «Береза». «Птичий городок» (кормушка и скворечник). Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Спортивная площадка - «Тропа здоровья». Фермерский дворик. «Царство удивительных пеньков». Далее разработала программу развивающей работы по экологическому воспитанию и образованию детей, в которую вошли занятия, беседы, труд в природе, наблюдения, экскурсии по экологической тропе, опытно-экспериментальная деятельность, природоохранные акции. Задачами контрольно-проверочного эксперимента стали 1. Выявить эффективность использования развивающей экологической программы. 2.Выявить качественные изменения, которые произошли на уровнях экологических знаний детей. Для решения данных задач я провела повторное диагностирование детей по методике аналогичной констатирующему эксперименту. Анализируя результаты повторной диагностики детей подготовительной к школе группы, констатируем: с высоким общим уровнем сформированности экологических знаний в подготовительной к школе группе выявлено 40 % детей, со средним 60 % детей, с низким 0 %. Данные подтверждает рисунок №2. Рисунок №2. Оценки результатов деятельности дошкольников в контрольно-проверочном эксперименте.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности школьников подготовительной к школе группы в контрольном эксперименте показывает: 1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы. 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников подготовительной к школе группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. 3. Кроме того, заметно изменилось отношение детей подготовительной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Библиографический список.
1.Безгина Е. Не разрушать, а созидать. Дошкольное воспитание. -2003.-№7. 2.Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире. Дошкольное воспитание. – 2003.-№12. 3.Вечерина О. Оформление участков. Дошкольное воспитание. -2006.- №11. 4.Николаева С. Программа экологического воспитания. М.,2003. 5.Оборудование педагогического процесса в ДОУ. Составитель и ответственный редактор Г.В Суворова. М.,2005. 6.Николаева С. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. – 2009.- №8. 7. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. 8. Николаева С. Обзор программ экологического образования и воспитания детей. Дошкольное воспитание. – 2002. -№7. 9.Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Дошкольное воспитание. – 2000. - №7.