Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Жмарева Н.Е. Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему «Интересные истории»

Библиографическое описание:
Жмарева Н.Е. Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему «Интересные истории» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Применены технологии:

· коммуникативные:
диалоговое обучение, работа в парах;

· коррекционные:
логомоторные упражнения, моделирование плана рассказа;

· имитационного моделирования: имитация жизненной ситуации;

· игровые:
элементы ТРИЗа (развитие творческого воображения);

· проблемно-поисковые.

Цель: автоматизация звука [Л] на уровне текста.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

· развивать связную речь;

· актуализировать знакомые истории из пособия Т.А.Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками. Звук Л»; пересказывать их по памяти;

· развивать умение моделировать план рассказа с помощью игрушек;

· развивать фонематические представления.

Коррекционно-развивающие:

· развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и друг друга; отвечать на поставленные вопросы, рассуждать;

· развивать рече-слуховое внимание, память; творческое воображение;

· совершенствовать мелкую моторику, синхронность движений пальцев рук с проговариванием стихотворения;

· совершенствовать контроль за правильностью собственной речи, критичность к речи других детей

· развивать общие речевые навыки (силу голоса, выразительность речи).

Коррекционно-воспитательные:

· воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей:

· Игровая: игровое упражнение «Цветок»;

· Коммуникативная: ситуативный разговор, игровая проблемная ситуация.

· Двигательная: логомоторные упражнения «Лодки-лодочки», «Дятел».

Материалы и оборудование:

· ноутбук; пособие «Цветок»; сюжетные картины к рассказам на подставках;

· контейнер с игрушками, др. предметами для моделирования сюжета рассказов;

· песочные часы; смайлики; картинки-символы, иллюстрирующие выводы по проблемной ситуации.

Ход образовательной деятельности

1. Формирование мотивации к деятельности.

Логопед: Ребята, здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть! Хочу вам рассказать недавний случай из моей жизни. Одна моя ученица Маша, 6-летняя девочка прислала мне голосовое сообщение. Предлагаю вам его послушать…. (Дети подходят к ноутбуку и слушают).

Ребята, всё ли вы поняли?

Дети: Нет, не всё, не совсем.

Мне тоже сначала было не все понятно, и я даже прослушала второй раз.

Как вы думаете, почему?

Дети: Речь девочки не очень разборчива, потому что она не выговаривает звук Л.

Логопед: Я тогда позвонила Маше и поблагодарила ее за поздравления, но и сказала, что огорчена тем, что она не проговаривала звук Л, который уже научилась произносить. Маша ответила, что будет правильно выговаривать трудные звуки, когда придет на занятие, а дома она отдыхает, поэтому стараться не надо…

Хочу с вами об этом поговорить. Как вы считаете, это так? Вот вопрос!

Дети: Надо следить за правильной речью везде, не только в кабинете логопеда.

Логопед: Остались ли у кого-то сомнения? Будем разбираться, почему нужно быть внимательными к своей речи?

2. Игровое упражнение «Цветок».

Логопед: Располагайтесь поудобнее. Предлагаю вам приготовить ваши «бинокли» или «подзорные трубы» и увидеть через них как можно больше предметов со звуком [Л] в названиях здесь, в кабинете.

Дети рассаживаются по желанию: на ковер, стульчики или банкетку; подносят к глазам воображаемые «бинокли»/ «подзорные трубы» и подбирают слова со звуком [Л], называя предметы в кабинете,

Действительно, в кабинете очень много слов со звуком Л, вы их нашли и правильно произнесли.

Как вы считаете, а за пределами кабинета
мы встретим такие слова?

Дети: Да, конечно.

Логопед: Я слова найду везде: в доме, в городе, в воде, в огороде и в саду – постараюсь и найду!

Присоединяйтесь ко мне, помогайте искать слова со звуком Л!

Отрывайте по одному лепестку цветка, смотрите, кому, где выпало искать слова со звуком Л. (Фото 1).

Дети подбирают, называют слова со звуком Л – объекты в доме, саду, городе, море...

Логопед: Молодцы, сколько слов нашли! Оказывается, куда бы мы не пошли, везде нам встретятся слова с нашим трудным звуком Л.

3. Логомоторные упражнения «Лодки-лодочки», «Дятел».

Логопед: В море вы нашли слово «Лодка», а в лесу – слово «дятеЛ». Предлагаю вспомнить наши стишки про лодочку и про дятла, четко их проговорить, последить за правильным звуком Л.

Какой бы вы хотели вспомнить?

Дети выражают желание рассказать оба стихотворения, проговаривают стихотворные тексты, сопровождая их соответствующими движениями пальцев.

ПопЛывем по воЛнам-

Надо только сделать нам

Лодочку, Лодочку, Лодочку….

Лодку, Лодку, Лодку…

ПопЛывем Ловить селедку!

ДятеЛ ствоЛ доЛбиЛ, доЛбиЛ- ствоЛ у ели тоЛстый быЛ.

День доЛбиЛ, ночь доЛбиЛ, день доЛбиЛ, ночь доЛбиЛ…- в небо клювом угодиЛ!

4. Моделирование плана рассказов с помощью игрушек.

Логопед: Ребята, предлагаю вспомнить знакомые вам истории про детей, которые произошли…

Дети договаривают: на море, в парке, дома, во дворе.

Логопед: Разделимся на пары.

Дети договариваются, разбиваются по парам.

Логопед: Сколько пар у вас получилось? (3 пары.)

Договоритесь и выберите, какой паре - какая история больше по душе. (Логопед выставляет на столы сюжетные картины, иллюстрирующие фонетические рассказы Ткаченко Т.А. «Акула», «Добрая Злата», «Плохой поступок», «Как маленькая Элла хотела стать большой».)

Надо договориться, как это можно сделать? Что нам может помочь? (Например, считалочка, жребий…)

Получилось?

Что будем делать?

Если вы не против, я могу быть чьей-то парой.

Что решим?

Если вы готовы, то теперь попробуем «оживить» эти картинки. Как вам такая идея?

Как это можно сделать?

Смотрите, у нас есть контейнер с разными игрушками и предметами. Может быть, они нам помогут? Что придумаем, ребята?

Дети: Расскажем истории с помощью игрушек.

Логопед: Только давайте договоримся, что вы сами решите в своей паре, какие из предметов вам понадобится и кто из вас будет начинать рассказывать историю, а кто продолжит…

Готовы начать?

Я переворачиваю песочные часы…

5. Реализация детского замысла.

На столах 4 сюжетные картины.

Дети работают в парах и по одному: выбирают нужные для рассказа мелкие предметы и игрушки, располагают их около соответствующих сюжетных картин; договариваются о последовательности участия в рассказывании.

Логопед становится в пару к одному из детей или, если спустя некоторое время кто-то из детей испытывает затруднения, помогает наводящими вопросами…

Итак, весь песок высыпался, пора слушать ваши ожившие истории.

Кто начнет? (Чья пара?)

Ребята, не забываем правильно произносить звук Л.

Предлагаю тем, кто пока не рассказывает, отложить игрушки, удобно устроиться и послушать…

Дети, опираясь на мелкие игрушки, атрибуты и действия с ними, воспроизводят по памяти содержание знакомых историй (парами); остальные слушают. (Фото 2, 3, 4).

Логопед: Спасибо за ваши истории! Мне было интересно вас слушать, а вам?

Подумайте, что общего у этих историй? (Они все о детях, об их поступках.)

Что вы думаете об этих поступках?

Выберите подходящие смайлики. Объясните свой выбор.

(На магнитную доску дети прикрепляют выбранные смайлики, рассуждают.)

Дети: Злата, Элла, Володя совершили хорошие поступки. Влад – плохой поступок.

Логопед: Что вы можете сказать про поступки детей в истории с акулой?

Дети: Ребята не должны были без взрослых отправляться плавать на лодке. Это опасно.

6. Рефлексия по итогам деятельности.

Дети и логопед в кругу на ковре.

Логопед: Ребята, вспомните, в чем мы с вами хотели разобраться в начале нашей встречи? Что выяснить? Помните, как нам не сразу стало понятно, о чем говорила Маша?

Дети: Надо следить за речью не только в кабинете, но и везде…

Логопед: Да! Необходимо стараться правильно выговаривать звуки в словах в любом месте, всегда!

И самое главное: почему это надо делать?

Дети: Чтобы речь была понятной, красивой, и все вокруг нас понимали.

Логопед: Совершенно верно! И тогда трудные звуки станут нашими друзьями!

Возьмемся за руки, поблагодарим друг друга за интересный разговор.

Я рада, что вы становитесь такими рассудительными и взрослыми!

Библиографический список

1. Лебедева И.Л. Большая логопедическая игротека. Звук [Л]. Выпуск 11. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 17 с.

2. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. М.: Аркти, 2004. 33 с.

3. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. М.: Феникс, 2021. 63 с.
2023