НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Райхель Е.В. Метод моделирования как основа развития речевой и интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Райхель Е.В. Метод моделирования как основа развития речевой и интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Самое главное место в жизни ребенка, помимо игровой деятельности, занимает общение, только оно способно в полной мере отобразить ту логическую цепочку, которую ребенок строит в своей голове, ту мыслительную деятельность, которая предшествует построению этой цепочки и наконец, как итог всей этой работы, демонстрирует мышление ребенка при его умении выражать свои мысли грамотно.

Общество, постоянно диктует нам свои требования, в этом направлении, и на данный момент, общение воспринимается, не только как средство коммуникации, но и как маркер эмоционального и эстетического уровня развития детей. И педагоги, и психологи, и современное общество, в лице родителей, пришли к единому мнению, речь должна быть уместной, выразительной, а самое главное грамотно построенной. В своих работах, профессора Е.М. Мастюкова и С.А. Миронова, приводят доказательную базу, того, что огромное значение на формировании ребенка, как личности, а также на его психическое развитие, имеет всестороннее развитие связной речи [5].

Как известно фундамент речевой деятельности, закладывается в дошкольном детстве, а на протяжении всей дальнейшей жизни, лишь развивается и дополняется новыми составляющими. Чем раньше педагоги начинают вводить систему пропедевтической работы по предупреждению речевых нарушений, тем проще потом протекает становление связной речи у детей. Доказательную базу этого, мы можем видеть в работах Л. В. Красильниковой, в одном из ее учебно-методических пособий, «Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте» [3].

По мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, наглядность является одним из основных факторов, становления связной речи ребенка. Л.А. Венгер, с коллегами экспериментально доказали, что она же, влияет на развитие еще одной не менее важной способности, такой как способность, решать сложные интеллектуальные задачи, при помощи схематических представлений, так называемых наглядных моделей.

«Представление в образной, но более или менее условной и схематизированной форме, отображающее различные (в том числе и скрытые от непосредственного наблюдения виды отношений между объектами)» так говорил Л.А. Венгер о наглядной модели [2].

До сих пор самым многообещающим методом развития речевой деятельности можно считать метод моделирования, так как основным отличием мышления ребенка дошкольного возраста, является наглядная конкретность и предметная образность. В своей статье «Предыстория развития письменной речи», Л.С. Выготский высказал следующую мысль:

«Рисование ребенка по психологической функции, есть своеобразная графическая речь, графический рассказ, о чем-либо» [1].

Создание заместителя изучаемого объекта, по существенным свойствам данного объекта, это и есть наглядное моделирование. Данный метод помогает детям дошкольного возраста работать с такими абстрактными понятиями, как звук, слово, предложение и текст, путем зрительного представления. Что является особенно важным в силу того, что на данном этапе их развития, решение всех мыслительных задач, происходит с применением внешних средств, так как наглядный материал в этом возрасте подходит для их усвоения лучше вербального. На этом фоне, задействование опорных схем, для решения любых познавательных задач, путем подключения двигательной, зрительной и ассоциативной памяти, можно считать идеальным вариантом, для развития не только связной речи, но и всей речевой деятельности.

Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, символом. Научится представлять признаки заданного предмета, а также приемам обобщения данных признаков, анализируя и выделяя их по каким-то существенным критериям, все это становится возможным именно благодаря применению метода моделирования. В современном обществе, в связи с происходящими в его обобщенном сознании, изменениями, сейчас как никогда высока потребность, в личностях, владеющих средствами определения и воспроизводства связей, и имеющих четкие представление об отношениях и связях в данной действительности.

Используя в своей работе, графическую аналогию, в виде метода моделирования, дети учатся смотреть в суть вещей, используют свою мозговую активность, для самостоятельной добычи информации, ее анализа и систематизации. А также умению выстраивать в голове, четкий план любого речевого высказывания. Ведь умение делать умозаключения, а также правильно формировать и высказывать свои суждения, все это не только дает развитие речевой деятельности, но и помогает, удовлетворять потребность ребенка в познании.

На сегодняшний день, для развития речевой деятельности детей, применяются несколько видов моделей:

1. Предметная модель - в виде физической конструкции, предмета или нескольких предметов, связанных по каким-либо закономерностям.

2. Предметно – схематическая модель. В данном виде модели применяются выделенные в заданном объекте, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков или опорных схем.

3. Графическая модель (пиктограмма). Здесь имеют место быть, графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений графики (формулы, схемы и т.д.)

Анализируя литературные источники по данной тематике, можно прийти только к одному выводу, а именно, что самым эффективным способом, на данный момент, для развития интеллектуальной деятельности ребенка дошкольного возраста, а так же для удовлетворения в полной мере, его потребности, в развитии речевой деятельности, для его перехода на качественно новый уровень общения, может считаться метод наглядного моделирования.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, - 2005. - 1136 с.

2. Венгер. Л.А. Воспитание способностей к наглядному и пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 2002. - № 3. – 398 с.

3. Красильникова, Л. В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. В. Красильникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. пед. ун-т". - Нижний Новгород: Изд. Гладкова, 2011. - 205 с.: ил., табл.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М.: Просвещение, - 1992. - 95 с.
2023