Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Потапова С.Т. Языковой портфель как средство развития творческой деятельности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Эффективное владение иностранным языком предполагает умение самостоятельно работать над изучением языка, пополнять свои знания и умения, развивать коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, в области обучения иностранным языкам необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность школьников.
Одним из перспективных средств обучения иностранному языку становится языковой портфель (ЯП). ЯП – это пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт учебной деятельности обучающихся по овладению иностранным языком. Такой набор материалов дает возможность самостоятельно или совместно с учителем анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры. Кроме того, можно проследить динамику овладения языком в различных аспектах.
Концепция портфеля (технология) была заимствована из сферы искусства и психоанализа, где портфель рассматривается как средство, обеспечивающие целостный портрет личности и личностных характеристик. Эффективность ЯП объясняется аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки. Это обеспечивается представленными в ЯП реальными учебными задачами и продуктами творческой учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучающимися критериями оценки, обобщением личного опыта изучения и использования ИЯ.
В современной практике преподавания иностранных языков используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его направленности:
·          ЯП как средство самооценки достижения учащегося и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);
·          ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio). Данный вид портфеля может варьироваться: ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio) и т.д.;
·          ЯП как средство демонстрации учебного продукта – результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio);
·          ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе;
·          Многоцелевой ЯП, включающий различные цели в области овладения ИЯ.
Рассмотрим Administrative ЯП. В него входят образцы лучших самостоятельных работ обучающегося. С помощью такого портфеля можно показать свои достижения в использовании изучаемого языка при поступлении в учебное заведение, при приеме на работу или в других целях.
В данном случае ЯП выполняет социальную функцию информирования о достижениях и опыте обучающегося в области межкультурного общения. Способность к рефлексивной самооценке является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции в деятельности по овладению ИЯ и культурой.
Таким образом, ЯП рассматривается как инструмент самооценки владения изучаемым языком, что определяет две его основные функции:
1. Информационную/социальную – фиксировать достижения обучающихся в области овладения иностранными языками, факты и опыт использования ИЯ в межкультурном общении.
2. Педагогическую – повышение мотивации обучающихся, развитие способностей в области овладения языками, повышения качества языковой подготовки, развития самооценки, способности и готовности к изучению языков на протяжении всей жизни.
Работа с ЯП способствует формированию очень важного показателя творческой учебной деятельности такого, как накопление эффективного опыта использования ИЯ и перенос его в новые ситуации.
ЯП как средство обучения ИЯ предоставляет учителю и обучающемуся широкие возможности в создании творческих проектов в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы, соответствует практическим, развивающим и образовательным целям в области иностранного языка и культуры в контексте перспективного развития школьного языкового образования.
Список литературы
1. Биболетова М.З., Вербицкая М.В., Махмурян К.С. и др. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
2.Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1. – С. 22 – 27.
3.Скачкова Г.А. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка.
http://festival.1september.ru/2006/2007
4.Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 5,6,7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 64 с.
2019