НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Мазитова Р.Р. Роль педагога в современном обществе

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает роль педагога. Происходят коренные преобразования в системе образования: совершенствуются образовательные программы ОУ; совершенствуется программно-методическое обеспечение по всем предметам; внедряются новые педагогические технологии обучения и воспитания; шире используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и др. для решения образовательных задач.
Школа должна стать важнейшим фактором общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, коммуникабельностью обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Получается, что сейчас как никогда ранее, путь развития страны зависит от нас, педагогов современной школы.
Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в современном обществе?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя фор­мированию человека как созидателя всех материальных и духовных цен­ностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непос­редственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Современный учитель – это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к саморазвитию, способная любить, быть счастливой и сделать счастливым другого.
По-моему мнению, чтобы соответствовать требованиям современного общества учитель должен быть счастливым человеком. Возникает вопрос: «почему?». Потому что жизненный путь учителя - это линия, в которой тесно переплетается наша работа и личная жизнь и порой, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Учителям надо научиться быть счастливыми, ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Какое настроение подарит учитель входящим в двери детям, таким и будет их день. Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И только тогда вера в светлое будущее передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир. Быть современным учителем трудно – но возможно.
Закончить свое эссе хочется притчей:
«После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она собирала в неё морских звёзд, выброшенных на берег разбушевавшейся стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не спасёшь. Для чего тогда?..»
Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала: «Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и пошла дальше, собирать морских звёзд в корзину».
Я согласна с этой девочкой.
Список, используемой литературы:
1.    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий 2006г.
2.    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11
2019