Библиографическое описание:
Старостина Е.С. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Что обозначает глагол» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Цели урока – изучение нового материала о глаголе, как самостоятельной части речи с использованием знаний, полученных за курс начальной школы.
Задачи:
Образовательные:
-выявить знания о глаголе, как части речи;
-познакомить детей с новым материалом (глагол не только как действие, но и состояние, как процесс).
Развивающие:
-продолжать развивать умение находить глагол в тексте;
-продолжать развивать умение обозначать глаголы как члены предложения;
-продолжить развивать навык грамотного письма (правописание сложных слов);
-повторение пунктограмм (постановка знаков препинания в сложных предложениях и в конце предложений);
-максимально использовать возможности урока русского языка для развития основных речеведческих навыков: чтения (выразительно громко и про себя), говорения (монолог, диалог), слушания (друг друга и учителя), письма;
-развивать логическое мышление учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-использование художественного стиля;
-использование учебно-научного подстиля научного стиля (учебник).
Воспитательные:
-прививать любовь к русскому языку и литературе;
-учить понимать глубину и красоту русского языка;
-воспитывать стремление к изучению нового материала и умению воспользоваться полученными знаниями.
Ход урока:
I. Сообщение темы урока. Мотивационный момент
У: Доброе утро. Сегодня мы продолжаем работать с разделом «Морфология». Для знакомства с нашей новой темой послушайте стихотворение, а затем попробуйте угадать, о какой части речи идет речь:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Чему посвящен наш урок?
Д: На уроке мы будем работать с глаголом.
У: Правильно.
II. Актуализация ранее изученного материала
У: Правильно.А что вы мне можете сообщить про глагол?
Д: Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет морфологические категории времени, лица, числа, рода, и в предложении выполняет функцию любого его члена, но обычно сказуемого.
У: Спасибо. Посмотрите на доску. Нам дано несколько предложений. Ваша задача – списать их и указать, каким членом предложения является глагол. Если закончили, давайте проверим.
Д: В первом предложении глаголы: облюбовал, приехать и покататься, наглядеться. Глагол облюбовал будет являться сказуемым, так как грамматическая основа в этом предложении я облюбовал, а глаголы приехать и покататься, наглядеться будут в роли обстоятельства. Так как к ним можно задать вопрос: облюбовал контору с какой целью? - приехать, покататься, наглядеться.
Во втором предложении глаголы дал и напиться. Грамматическая основа предложения: болгарин дал. Дал -сказуемое. Глагол напиться выступает в роли дополнения. Так как можно задать вопрос от сказуемого: дал мне что? – напиться воды.
В третьем предложении глаголы: схватывать, запоминать, выдержал. Грамматическая основа предложения: он выдержал. Выдержал является сказуемым. Глаголы схватывать и запоминать в данном предложении будут являться определениями. К ним можно задать вопрос: благодаря какой способности? - быстро схватывать и запоминать.
В четвертом предложении глаголы вытерпел, выбежал и кинуться. Грамматическая основа предложения: я не вытерпел и выбежал. Глаголы вытерпел и выбежал являются сказуемыми. Глагол кинуться выполняет функцию определения. Можно задать вопрос: повинуясь желанию какому? - кинуться.
В последнем предложении глагол буду писать. Грамматическая основа предложения: я буду писать. Буду писать является сказуемым. В форме будущего времени.
III. Изучение нового материала
У: Спасибо. Давайте вернемся к категориальному значению глагола. Мы с вами сказали, что глагол обозначает действие. Но только ли это выражает глагол? Если, например, взять отрывок из стихотворения Пушкина:
Я вас любил, любовь моя быть может…
Какое значение здесь приобретает глагол? Что он выражает?
Д: Отношение одного человека к другому.
У: Хорошо. А в таком отрывке:
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
На что это похоже?
Д: Состояние (явление)
У: Правильно. Мы с вами подошли к тому, что глагол может обозначать не только действие, а что ещё? Как по - другому можно сказать? Как обычно называют такое явление, когда человек влюблен или когда в природе что-то происходит? Ведь и камыши у нас без ветра не шуршат, и человек любит не одно мгновение.
Д: Состояние, как процесс.
У: Именно. Я попрошу вас открыть учебники и прочитать правило.
IV. Закрепление нового материала
У: На столах у вас лежат карточки с текстом. Ваше задание - внимательно прочитать текст, найти все глаголы и выписать их по обозначаемым явлениям.
Д: - шумел прилив - звуковое явление
- набегали волны - реальное действие
- буря стихла - проявление или изменение признака
- смолкли волны – звуковое явление или реальное действие
- ледяные поля придвинулись – реальное действие
- пошел гул – звуковое явление
- послышалось шипение- звуковое явление
- надвигалось чудовище- реальное действие
- льдины ползли и громоздились – реальное действие
- движение превратилось – реальное действие
- поднялись новые громады - реальное действие
- набежала буря - реальное действие
- буря разорвала – реальное действие.
Глагол может обозначать не только действие, но и явления
(состояния, как процесс).
V. Рефлексия.
У: Спасибо, все правильно. Итак. Наш урок подходит к концу. На столах у вас лежат мини опросники. Ответьте, что нового вы узнали о глаголе на сегодняшнем уроке? С какими трудностями вы столкнулись? Спасибо за работу на уроке. Всего доброго.
Карточка 1. Предложения для списывания с доски.
1) Я облюбовал ее [контору] для того, чтобы иногда зимой приехать на месяц или хотя бы на две недели покататься на лыжах, наглядеться на озерный и небесный простор. (Солженицын);
2) Молодой болгарин дал мне напиться солоноватой воды (Паустовский);
3) Благодаря способности быстро схватывать и запоминать услышанное, он выдержал экзамены (С.-Щ.);
4) Я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь пламенному желанию кинуться отцу на шею (Кор.)
5) Я буду писать письмо Вале.
Карточка 2.
Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса.
Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощенное стоногое чудовище — буря. Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем...
(А. Серафимович.)
Библиографический список
1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение, 1979.
2. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учреждений. В 2-х ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2012.
Старостина Е.С. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Что обозначает глагол» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.
Цели урока – изучение нового материала о глаголе, как самостоятельной части речи с использованием знаний, полученных за курс начальной школы.
Задачи:
Образовательные:
-выявить знания о глаголе, как части речи;
-познакомить детей с новым материалом (глагол не только как действие, но и состояние, как процесс).
Развивающие:
-продолжать развивать умение находить глагол в тексте;
-продолжать развивать умение обозначать глаголы как члены предложения;
-продолжить развивать навык грамотного письма (правописание сложных слов);
-повторение пунктограмм (постановка знаков препинания в сложных предложениях и в конце предложений);
-максимально использовать возможности урока русского языка для развития основных речеведческих навыков: чтения (выразительно громко и про себя), говорения (монолог, диалог), слушания (друг друга и учителя), письма;
-развивать логическое мышление учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-использование художественного стиля;
-использование учебно-научного подстиля научного стиля (учебник).
Воспитательные:
-прививать любовь к русскому языку и литературе;
-учить понимать глубину и красоту русского языка;
-воспитывать стремление к изучению нового материала и умению воспользоваться полученными знаниями.
Ход урока:
I. Сообщение темы урока. Мотивационный момент
У: Доброе утро. Сегодня мы продолжаем работать с разделом «Морфология». Для знакомства с нашей новой темой послушайте стихотворение, а затем попробуйте угадать, о какой части речи идет речь:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Чему посвящен наш урок?
Д: На уроке мы будем работать с глаголом.
У: Правильно.
II. Актуализация ранее изученного материала
У: Правильно.А что вы мне можете сообщить про глагол?
Д: Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет морфологические категории времени, лица, числа, рода, и в предложении выполняет функцию любого его члена, но обычно сказуемого.
У: Спасибо. Посмотрите на доску. Нам дано несколько предложений. Ваша задача – списать их и указать, каким членом предложения является глагол. Если закончили, давайте проверим.
Д: В первом предложении глаголы: облюбовал, приехать и покататься, наглядеться. Глагол облюбовал будет являться сказуемым, так как грамматическая основа в этом предложении я облюбовал, а глаголы приехать и покататься, наглядеться будут в роли обстоятельства. Так как к ним можно задать вопрос: облюбовал контору с какой целью? - приехать, покататься, наглядеться.
Во втором предложении глаголы дал и напиться. Грамматическая основа предложения: болгарин дал. Дал -сказуемое. Глагол напиться выступает в роли дополнения. Так как можно задать вопрос от сказуемого: дал мне что? – напиться воды.
В третьем предложении глаголы: схватывать, запоминать, выдержал. Грамматическая основа предложения: он выдержал. Выдержал является сказуемым. Глаголы схватывать и запоминать в данном предложении будут являться определениями. К ним можно задать вопрос: благодаря какой способности? - быстро схватывать и запоминать.
В четвертом предложении глаголы вытерпел, выбежал и кинуться. Грамматическая основа предложения: я не вытерпел и выбежал. Глаголы вытерпел и выбежал являются сказуемыми. Глагол кинуться выполняет функцию определения. Можно задать вопрос: повинуясь желанию какому? - кинуться.
В последнем предложении глагол буду писать. Грамматическая основа предложения: я буду писать. Буду писать является сказуемым. В форме будущего времени.
III. Изучение нового материала
У: Спасибо. Давайте вернемся к категориальному значению глагола. Мы с вами сказали, что глагол обозначает действие. Но только ли это выражает глагол? Если, например, взять отрывок из стихотворения Пушкина:
Я вас любил, любовь моя быть может…
Какое значение здесь приобретает глагол? Что он выражает?
Д: Отношение одного человека к другому.
У: Хорошо. А в таком отрывке:
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
На что это похоже?
Д: Состояние (явление)
У: Правильно. Мы с вами подошли к тому, что глагол может обозначать не только действие, а что ещё? Как по - другому можно сказать? Как обычно называют такое явление, когда человек влюблен или когда в природе что-то происходит? Ведь и камыши у нас без ветра не шуршат, и человек любит не одно мгновение.
Д: Состояние, как процесс.
У: Именно. Я попрошу вас открыть учебники и прочитать правило.
IV. Закрепление нового материала
У: На столах у вас лежат карточки с текстом. Ваше задание - внимательно прочитать текст, найти все глаголы и выписать их по обозначаемым явлениям.
Д: - шумел прилив - звуковое явление
- набегали волны - реальное действие
- буря стихла - проявление или изменение признака
- смолкли волны – звуковое явление или реальное действие
- ледяные поля придвинулись – реальное действие
- пошел гул – звуковое явление
- послышалось шипение- звуковое явление
- надвигалось чудовище- реальное действие
- льдины ползли и громоздились – реальное действие
- движение превратилось – реальное действие
- поднялись новые громады - реальное действие
- набежала буря - реальное действие
- буря разорвала – реальное действие.
Глагол может обозначать не только действие, но и явления
(состояния, как процесс).
V. Рефлексия.
У: Спасибо, все правильно. Итак. Наш урок подходит к концу. На столах у вас лежат мини опросники. Ответьте, что нового вы узнали о глаголе на сегодняшнем уроке? С какими трудностями вы столкнулись? Спасибо за работу на уроке. Всего доброго.
Карточка 1. Предложения для списывания с доски.
1) Я облюбовал ее [контору] для того, чтобы иногда зимой приехать на месяц или хотя бы на две недели покататься на лыжах, наглядеться на озерный и небесный простор. (Солженицын);
2) Молодой болгарин дал мне напиться солоноватой воды (Паустовский);
3) Благодаря способности быстро схватывать и запоминать услышанное, он выдержал экзамены (С.-Щ.);
4) Я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь пламенному желанию кинуться отцу на шею (Кор.)
5) Я буду писать письмо Вале.
Карточка 2.
Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса.
Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощенное стоногое чудовище — буря. Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем...
(А. Серафимович.)
Библиографический список
1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение, 1979.
2. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учреждений. В 2-х ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2012.