Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Старостина Е.С. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Что обозначает глагол»

Библиографическое описание:
Старостина Е.С. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Что обозначает глагол» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Цели урока – изучение нового материала о глаголе, как самостоятельной части речи с использованием знаний, полученных за курс начальной школы.

Задачи:

Образовательные:

-выявить знания о глаголе, как части речи;

-познакомить детей с новым материалом (глагол не только как действие, но и состояние, как процесс).

Развивающие:

-продолжать развивать умение находить глагол в тексте;

-продолжать развивать умение обозначать глаголы как члены предложения;

-продолжить развивать навык грамотного письма (правописание сложных слов);

-повторение пунктограмм (постановка знаков препинания в сложных предложениях и в конце предложений);

-максимально использовать возможности урока русского языка для развития основных речеведческих навыков: чтения (выразительно громко и про себя), говорения (монолог, диалог), слушания (друг друга и учителя), письма;

-развивать логическое мышление учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-использование художественного стиля;

-использование учебно-научного подстиля научного стиля (учебник).

Воспитательные:

-прививать любовь к русскому языку и литературе;

-учить понимать глубину и красоту русского языка;

-воспитывать стремление к изучению нового материала и умению воспользоваться полученными знаниями.

Ход урока:

I. Сообщение темы урока. Мотивационный момент

У: Доброе утро. Сегодня мы продолжаем работать с разделом «Морфология». Для знакомства с нашей новой темой послушайте стихотворение, а затем попробуйте угадать, о какой части речи идет речь:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

Чему посвящен наш урок?

Д: На уроке мы будем работать с глаголом.

У: Правильно.

II. Актуализация ранее изученного материала

У: Правильно.А что вы мне можете сообщить про глагол?

Д: Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет морфологические категории времени, лица, числа, рода, и в предложении выполняет функцию любого его члена, но обычно сказуемого.

У: Спасибо. Посмотрите на доску. Нам дано несколько предложений. Ваша задача – списать их и указать, каким членом предложения является глагол. Если закончили, давайте проверим.

Д: В первом предложении глаголы: облюбовал, приехать и покататься, наглядеться. Глагол облюбовал будет являться сказуемым, так как грамматическая основа в этом предложении я облюбовал, а глаголы приехать и покататься, наглядеться будут в роли обстоятельства. Так как к ним можно задать вопрос: облюбовал контору с какой целью? - приехать, покататься, наглядеться.

Во втором предложении глаголы дал и напиться. Грамматическая основа предложения: болгарин дал. Дал -сказуемое. Глагол напиться выступает в роли дополнения. Так как можно задать вопрос от сказуемого: дал мне что? – напиться воды.

В третьем предложении глаголы: схватывать, запоминать, выдержал. Грамматическая основа предложения: он выдержал. Выдержал является сказуемым. Глаголы схватывать и запоминать в данном предложении будут являться определениями. К ним можно задать вопрос: благодаря какой способности? - быстро схватывать и запоминать.

В четвертом предложении глаголы вытерпел, выбежал и кинуться. Грамматическая основа предложения: я не вытерпел и выбежал. Глаголы вытерпел и выбежал являются сказуемыми. Глагол кинуться выполняет функцию определения. Можно задать вопрос: повинуясь желанию какому? - кинуться.

В последнем предложении глагол буду писать. Грамматическая основа предложения: я буду писать. Буду писать является сказуемым. В форме будущего времени.

III. Изучение нового материала

У: Спасибо. Давайте вернемся к категориальному значению глагола. Мы с вами сказали, что глагол обозначает действие. Но только ли это выражает глагол? Если, например, взять отрывок из стихотворения Пушкина:

Я вас любил, любовь моя быть может…

Какое значение здесь приобретает глагол? Что он выражает?

Д: Отношение одного человека к другому.

У: Хорошо. А в таком отрывке:

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

На что это похоже?

Д: Состояние (явление)

У: Правильно. Мы с вами подошли к тому, что глагол может обозначать не только действие, а что ещё? Как по - другому можно сказать? Как обычно называют такое явление, когда человек влюблен или когда в природе что-то происходит? Ведь и камыши у нас без ветра не шуршат, и человек любит не одно мгновение.

Д: Состояние, как процесс.

У: Именно. Я попрошу вас открыть учебники и прочитать правило.

IV. Закрепление нового материала

У: На столах у вас лежат карточки с текстом. Ваше задание - внимательно прочитать текст, найти все глаголы и выписать их по обозначаемым явлениям.

Д: - шумел прилив - звуковое явление

- набегали волны - реальное действие

- буря стихла - проявление или изменение признака

- смолкли волны – звуковое явление или реальное действие

- ледяные поля придвинулись – реальное действие

- пошел гул – звуковое явление

- послышалось шипение- звуковое явление

- надвигалось чудовище- реальное действие

- льдины ползли и громоздились – реальное действие

- движение превратилось – реальное действие

- поднялись новые громады - реальное действие

- набежала буря - реальное действие

- буря разорвала – реальное действие.

Глагол может обозначать не только действие, но и явления

(состояния, как процесс).

V. Рефлексия.

У: Спасибо, все правильно. Итак. Наш урок подходит к концу. На столах у вас лежат мини опросники. Ответьте, что нового вы узнали о глаголе на сегодняшнем уроке? С какими трудностями вы столкнулись? Спасибо за работу на уроке. Всего доброго.

Карточка 1. Предложения для списывания с доски.

1) Я облюбовал ее [контору] для того, чтобы иногда зимой приехать на месяц или хотя бы на две недели покататься на лыжах, наглядеться на озерный и небесный простор. (Солженицын);

2) Молодой болгарин дал мне напиться солоноватой воды (Паустовский);

3) Благодаря способности быстро схватывать и запоминать услышанное, он выдержал экзамены (С.-Щ.);

4) Я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь пламенному желанию кинуться отцу на шею (Кор.)

5) Я буду писать письмо Вале.

Карточка 2.

Не умолкая, шумел прилив, набегали грохочущие волны, бьющиеся о подножие тороса.

Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб. Надвигалось неукрощенное стоногое чудовище — буря. Передовые льдины, сжатые напиравшей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, встретившее непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут ломаными очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем...

(А. Серафимович.)

Библиографический список

1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение, 1979.

2. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учреждений. В 2-х ч./ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2012.
2023