НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козюн М. Б. Приобщение дошкольников к техническому конструированию и основам робототехники используя конструкторы нового поколения

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Ж.Ж. Пиаже

Инновационные процессы в системе образования РФ требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и обучению. Одной из главных задач, которую ставит перед педагогом Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, является формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также развитие творческой и познавательной деятельности. Правительство ставит перед нами задачи – растить юных инженеров.
Конструирование – одно из современных направлений развития детей, оказывающее положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников. Современные конструкторы, так называемые конструкторы «нового поколения» – современное, уникальное средство развития, обучения и воспитания детей, которое не только готовит детей к изучению технических наук, но и развивает пространственную ориентировку, образное мышление и воображение, умение анализировать и сопоставлять, планировать, моделировать, находить связи и закономерности, формирует положительную мотивацию к обучению в школе. В связи с вышесказанным, техническое конструирование и робототехника стали одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ.
Коллекция конструкторов формировалась по следующим принципам:
- соответствие возрастным особенностям детей;
- материал изготовления конструктора;
- разные по месту организации детской деятельности;
- свойства конструктора (магнитные, электронные, гибкие и т.д.);
- способы крепления деталей конструктора (блочное, решетчатое, магнитное, клипсовое, винтовое);
- возможность создания дизайнерских неповторимых моделей (напр.: конструктор Waveplay);
- совместимость конструкторов.
Предметно-пространственная среда групп детского сада оснащена базовым набором конструкторов. Младшая и средняя группы:
- напольный деревянный пустотелый конструктор «Строитель»;
- настольный деревянный конструктор «Строитель», «Городок»;
- LEGO Duplo;
- Leco MegaBloks;
- Bauer;
- Полесье.
Старший дошкольный возраст:
- напольный деревянный конструктор «Дом радости», «По методике Поликарпова», «Город»;
- настольный деревянный конструктор «Развитие ребенка», «Веселый инженер», «Зоопарк»;
- LEGO Classic;
- Bauer.
Наборы конструкторов предназначены как для коллективной (подгрупповой, групповой) работы на занятиях, так и для использования в свободной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей.
В рамках оснащения специализированного кабинета «Технариум» подобраны разнообразные виды конструкторов для детей 3-7 лет, которые используют педагоги, как на выносной основе, для работы в группе, так и при работе в кабинете с подгруппой детей в соответствии с расписанием занятий в ДОУ.
В табл.1 представлен возрастной аспект использования конструкторов нового поколения в условиях ДОУ.

Таблица 1. Возрастной аспект использования конструкторов

Название конструктора

Возраст

Страна произволитель

с 3-х лет

1

Мягкий конструктор Игруша

2-7 лет

Китай

2

Lego Duplo

1-5 лет

Дания

3

Chicco

2-6 лет

Китай

4

Kid K'NEX Education «Организмы и жизненные циклы», «Транспорт», «Набор для класса»

3-7 лет

США

5

Конструктор-мозаика Desing & Prill

3-5 лет

Великобритания

6

Bondibon

3-7 лет

Китай

7

Полидрон Магнитные блоки

3-7 лет

Россия

с 4-х лет

1

Кликс

4-6 лет

Бельгия

2

ТИКО

4-7 лет

Россия

3

Полидрон Гигант

4-7 лет

Россия

4

Waveplay

4-7 лет

Корея

5

HUNA-MRT 1

4-6 лет

Корея

6

Брикмастер

4-7 лет

Россия

7

Полидрон Малыш

4-7 лет

Россия

с 5 лет

1

HUNA MRT 1

5-7 лет

Южная Корея

2

Электронный «Знаток»

5-7 лет

Россия

3

Klikko

5-7 лет

Китай

4

Mic-o-mic

5-7 лет

Германия

5

Lego Education

5-7 лет

Дания

6

K'NEX Education Мозаика «Исследования в Математике, Науке и Грамотности»

5-7 лет

США

с 6 лет

1

K'NEX Education «Основы математики и геометрии»

6-8 лет

США

2

HUNA MRT 2

6-8 лет

Южная Корея

3

Полидрон Проектирование

6-8 лет

Россия

4

Набор Палеонтология

6-8 лет

Китай

Обучение техническому конструированию начинается со второй младшей группы, используя принцип постепенности и последовательности. С 4-5 лет, на базе конструктора HUNA MRT 1, дети знакомятся с основами робототехники, создают роботов движущихся вперед-назад. С 6 лет дети начинают работать с конструктором HUNA MRT 2, учатся создавать роботов и управляемые механизмы, которые могут двигаться по заданной линии, с помощью пульта дистанционного управления, объезжать препятствия, реагировать на звук и тепло.
С целью развития интеллектуальных способностей детей выделено несколько направлений образовательной деятельности с применением конструкторов «нового поколения»:
- Естественнонаучное. Конструирование способствует знакомству детей с элементарными законами физики, информатики (напр.: принцип рычага, зубчатая передача, программирование роботов).
- Математическое. В ходе конструирования закрепляются математические понятия (напр.: форма, величина, количество).
- Техническое творчество. Стремление к самовыражению, самостоятельной творческой активности, свободе выбора.
- Речевое развитие. В процессе конструирования дети обмениваются мнениями, обсуждают проблемы, рассказывают о постройках, знакомятся с технической терминологией.
Работа с каждым конструктором, в каждой возрастной группе состоит из следующих этапов:
- Замысел. Что задумали?
- Материал. Из чего?
- Средства деятельности. Чем будем строить? Отбор деталей. На этом этапе, младшем возрасте, дети учатся отбирать детали по словесной инструкции педагога. Дети старшего возраста отбирают детали самостоятельно, путем пересчета количества деталей либо по схеме, в которой прописано количество деталей.
- Последовательность возведения конструкции. Что сначала? Что потом?
- Строительство в соответствии с формами организации конструирования.
- Результат. В конце каждого занятия важно подвести его итоги. Например, широко используется прием «Шанс», когда каждому ребенку дается шанс выйти в центр со своей постройкой и презентовать ее.
Таким образом, организация деятельность по техническому конструированию и робототехнике позволяет уже на этапе дошкольного детства заложить начальные технические навыки. В результате создаются условия не только для познавательной деятельности, но и закладываются основы, направленные на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

Библиографический список

1.                                                                                                                                                                                                                                                  Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: «Просвещение», 1976. 79 с.
2.                                                                                                                                                                                                                                                  Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. М.: Творческий центр «Сфера», 2002. 128 с.
3.                                                                                                                                                                                                                                                  Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. 130 с.
4.                                                                                                                                                                                                                                                  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. М.: «Маска», 2013. 100 с.
5.                                                                                                                                                                                                                                                  Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 88 с.
2021