Актуальные вопросы дошкольного образования

Игнатьева Г.Н., Тарганова З.В. Проект по развитию логического мышления в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп игр»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Актуальность.

В наше время в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не всем будет нужна), безнадёжно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально -логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж» знаний, на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба- решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Анализ воспитательно-образовательной работы по ФЭМП

Для того чтобы спланировать свою работу провела диагностирование детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
Анализ воспитательно-образовательной работы с детьми показал, что у детей появился интерес к занятиям. Дети стали более усидчивыми, многие научились слышать и понимать педагога. Добились успехов в разделах «Количество и порядковые числительные», «Счёт до 10», «Сравнивание рядом стоящие числа», «Величина», «Знание о форме предметов». Испытывают затруднения в измерении длины предметов. Требует больших усилий в решении задач на логическое мышление.
Одним из успешной реализации программы по ФЭМП является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий дошкольников.

Описание проблемы

Итак, проделанный анализ, позволяет нам сделать следующие выводы:
- у детей сформирован интерес к совместной с другими детьми познавательной деятельности;
появилось желание проявлять умственное напряжение, умение сосредотачивать внимание на проблеме;
Но, несмотря на это, перед нами возникает ряд проблем:
-недостаточный уровень формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
- недостаточное использование дидактических игр для логического мышления при формировании ФЭМП.
- не все родители заинтересованы проблемой развития элементов логического мышления.
-отсутствие у родителей специальных знаний и умений по данной проблеме.
- недостаточное создание необходимых условий для работы по данной проблеме.
- недостаточное обогащение пространственной среды развивающими играми.
Стратегия реализации проектной идеи.
Ключевая проектная идея.
Чтобы реализовать проектную идею мною была разработана система дид. игр на логическое мышление, которые будут проводиться в игровой форме в совместной деятельности в вечернее время по вторникам по 25-30 мин.

Цели и задачи проекта.

Из основной проблемы вытекает цель проекта:
Создание содержательной системы знаний, направленных на развитие логического мышления старших дошкольников с использованием дидактических игр.
Задачи проекта:
- обогатить пространственную среду группы развивающими играми, направленную на развитие логического мышления детей.
- развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, классификация, обобщение).
- целенаправленное формирование интересов и мотиваций учения.

Ожидаемые результаты.

Педагог:
- овладение новыми дидактическими принципами развивающего обучения.
- проявление на практике свои профессиональные знания, фантазию творчество.
Дети:
- большой интерес к занятиям по ФЭМП;
- умение детей свободно оперировать такими умственными действиями, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т. д., целенаправленно думать и логически мыслить.
Родители
активное участие в решении совместных с воспитателем задач;
повысить уровень информированности родителей по данной проблеме через различные источники (самообразование родителей).

Целевые группы (благополучатели)

Педагог - налаживание взаимодействия педагог – родитель;
- умение преподносить информацию по данной проблеме через различные источники.
Воспитанники ДОУ - повышение уровня логического мышления через оперирование детьми различными умственными действиями;
- повышение интереса детей к овладению разными способами решения познавательных задач;
- формирование эмоционально- положительного отношения и интереса к школьной жизни.
- использование логических приемов мышления.
- решение простейших кроссвордов, ребусов, сканвордов.
Родители воспитанников - налаживание взаимодействия родители - педагог
- появление интереса к воспитанию и обучению детей;
- повышение грамотности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений.
Программа действий, Этапы и сроки реализации проекта.

Этапы
Срок проведения
Программа действий
1.
Подготовительный
01.08.2017
- поиск и изучение необходимой для проектной деятельности информации (подбор литературы, пособий и т. д.) проведение исследований в рамках проекта (диагностика детей, анкетирование родителей).
- создание условий для реализации проекта.
2.
Основной
01.09.17 г. 19.04.2018 г.
-разработка перспективного плана работы по данному направлению;
- работа в рамках проекта, вовлечение родителей в пополнение развивающей среды группы;
- проведение различных мероприятий с родителями по обогащению знаний по исследуемой теме;
3.
Завершающий
22.04.2018 -27.05.2018.
- Итоговый мониторинг; Презентация полученных результатов, заслушание отчета по реализации проекта на педсовете.

5.2. Система мероприятий по реализации проекта
Этапы
Сроки проведения
Программа действий
Подготовительный
01.08.2017
- Поиск и изучение необходимой для проектной
деятельности информации (подбор литературы, пособий,
игр).
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний о
важности логического мышления детей дошкольного
возраста.
-Проведение консультаций, для родителей на темы
«Формирование культуры ума - залог успешного
обучения в школе». «Значение занимательного
математического материала для всестороннего развития
детей».
- создание условий для реализации проекта.

Основной

01.09.2017.
19.04.2018
Разработка перспективного плана работы по данному
направлению.
Сентябрь
Игра «Сравни и запомни»
Цель: Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Сентябрь
Игра «Танграмм»
Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.
Сентябрь
Игра «Цветные коврики» Углублять знания детей о
составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание
Сентябрь
«Игра с двумя обручами», (с блоками Дьенеша)
Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
Октябрь
Игра «Разговор по телефону»
Цель: Развитие пространственных
представлений.
Игра «Играем с цветом»
Цель: Закрепить понятие цвета. Учить детей работать алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
Октябрь
«Игра с тремя обручами» (с блоками Дьенеша) Цель:
формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по трём свойствам.
Октябрь
«Монгольская игра»
Цель: развитие сенсорных способностей детей, пространственных представлений, образного и логического мышления. Формировать у детей привычку к умственному труду
Ноябрь
Игра «Дополни» (палочки Кюзенера)
Цель: упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.
Ноябрь
Игра «Заполни квадрат»



Цель: упорядочивание предметов по различным признакам
Ноябрь
Игра «Поросята и серый волк»
Цель: развитие пространственных представлений.
Ноябрь
Игра «Запомни»
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюзенера.
Ноябрь
Игра «Колумбово яйцо»

Цель: развивать образно логическое мышление, смекалку и сообразительность.

Декабрь
Игра «Подбери цифру»
Цель: упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Декабрь
Игра «Уголки»
Цель: развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру
Декабрь
Игра - соревнование - «Торопись, не ошибись». Открытый просмотр для родителей. Цель: Развивать логическое мышление. Умение решать занимательные задачи, загадки.
Декабрь
Игра «Найди не такие фигуры как это» (с блоками Дьенеша)
Цель: развитие простейших логических структур мышления и математических представлений
Январь
Игра» Лабиринты»
Цель: развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться на логическое мышление.
Январь
Игра « Магазин игрушек»
Цель: развивать внимание," память, мышление. Закреплять знание состава числа в пределах 10.
Январь
Игра «Выставка собак»
Цель: развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.(палочки Кюзенера)
Февраль
Игра «Кто, где живет»
Цель: развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (палочки Кюзенера).
Февраль
Игра «Составь число»
Цель: развивать внимание, память, логическое Мышление (палочки Кюзенера).
Февраль
Игра «Выращивание дерева»
Цель: ознакомление детей с правилами алгоритма, которые предписывают практических действий в определенной последовательности.
Февраль
Игра «Как расположены фигуры»
Цель: упражнять детей в анализе групп, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой.



Март
Игра «Цепочка» (с блоками Дьенеша) Цель: способствовать процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Март
«Логические задачи на поиск недостающих фигур» Цель: вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа, упражнять детей в доказательстве решения. Развивать смекалку, мышление и сообразительность

Март
Игра «Кто, где живет»
Цель: Учить детей преобразовывать ' формы, используя дополнительные детали, работать по словесной инструкции, решать логические задачи.

Март
Игра: «Раздели фигуру» (с блоками Дьенеша) Цель: Развитие у детей логических структур мышления и математических представлений.

Апрель
Игра: «Каких фигур не достаёт»
Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обоснования найденного решения.

Апрель
Игра «Найди дом для палочки» (палочки
Кюзенера)
Цель: совершенствовать умение детей
соотносить цветные числа с цифрами.
Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать
внимание, память, логическое мышление.

Апрель
Игра: «Чудо мешочек»
Цель: формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта), подготовка к восприятию вероятности, решение соответствующих задач.

Апрель
Игра «Исправь ошибку» (геом. Мозаика) Цель: Учить детей моделировать предметы, сохраняя сходство общих признаков. Формировать образные и схематичные представления о предметах

Май
Игра «Число - головоломка».
Цель: совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюзенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

Май
Игра «Что пропустили».
Цель: закреплять прямой и обратный счет. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюзенера. Развивать внимание память, логическое мышление.
Завершающий
22.04.18 27.05.18
-Итоговый мониторинг
-Презентация полученных результатов,
заслушание отчета по реализации проекта

7. Модель мониторинга реализации проекта.
Разделы
Содержание
Цель
Создание системы работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста через развивающие игры
Направления
1.Изучение результативности образовательного процесса
по ФЭМП
2.Оценка эффективности работы с семьёй по данной
проблеме.
3. Эффективность реализации проектной идеи.
Цели и задачи
каждого
направления
1.Оценить уровень влияния проекта на развития
математических способностей детей.
2. Определить эффективность работы детского сада с
семьей по использованию среды в ФЭМП
3.Провести экспертизу эффективности реализации
проектной идеи.
Объект
1.Дети, родители, сотрудники. 2.Родители, дети, педагоги. 3. Дети, родители, педагоги.
Предмет.
1.Уровень компетентности детей по использованию развивающей среды в ФЭМП.
2. Степень удовлетворенности родителей работой ДОУ по
данному направлению.
3. Степень эффективности проектной идеи.
Субъекты
Руководитель проекта старший воспитатель педагоги
Пользователи
Педагоги ДОУ, педагоги города, ЦРДО

Показатели по
каждому
направлению
1.Мониторинг качества образования воспитанников
группы по ФЭМП.
2.Мониторинг эффективности работы детского сада с
родителями по ФЭМП.
3.Мониторинг эффективности реализации проектной идеи.
Методы
1. Анкетирование, тестирование, беседа, анализ
протоколов родительских собраний.
2. Активный анализ промежуточных результатов с
целью внесения корректив в дальнейшую работу.
3. Использование диагностик авторов, по которым
ведется основная работа
Инструментарий
Пакет диагностических методик
Лист диагностики
Перечень вопросов, анкеты, вопросник для беседы
Документальная основа
1.Аналитическая справка (после диагностики)
2. Аналитическая справка (в конце учебного года)
3. По этапам.
Форма презентации результатов мониторинга
1. на родительском собрании, на аттестационных
испытаниях руководителей проекта, на педсовете.
2. на родительских собраниях, на педсовете.
3. выступление на родительских собраниях

Нормативно правовое сопровождение.
·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
·          Закон РФ от 1 сентября 2013г. «Об образовании в Российской Федерации».
·          СаНПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ.
·          Приказ Министерства образования и науки РФ 30ю08.2013г.№1014. Закон Чувашской Республики от 30 июня 2013г.№50 «Об образовании в Чувашской Республике»


План работы с семьей
Мероприятия

Сроки

1. Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности образовательным процессом в группе.

Август 2017г.

2. Родительское собрание на тему «Принципы организации предметно - развивающей среды с математическим содержанием в условиях детского сада и семьи»

Сентябрь 2017г.

3. Консультация на тему: «Формирование культуры ума - залог успешного обучения в школе».

Октябрь 2017г.

Консультация на тему «Значение занимательного материала для всестороннего развития детей».

Октябрь 2017г

4. Выставка развивающих игр.

Ноябрь 2017г.

5. Выставка литературы.

Декабрь 2017г.

6. День открытых дверей

Февраль 2018г.

7. Презентация полученных результатов, заслушание отчета по реализации проекта на родительском собрании.

Май 2018г.

8.Неформальные беседы о детях, чтобы обсудить достигнутые успехи.

Ежедневно


Отчет.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной и интересной, т. к. особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившейся методике обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Именно поэтому мы считаем, что развивающий эффект такой методики недостаточно высок. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из своего опыта мы делаем выводы, что запоздалое формирование этих структур протекают с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления.
Во-первых, мы подробно изучили литературу по данной теме. Заинтересовали нас игры, разработанные А.А.Столяром, С.И.Волковой, З.А.Михайловой, а также цикл книг «Информатика в играх и задачах». В этих книгах предложены игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая работой вычислительной машины, формирование основных логических операций - «не», «и», «или» и др.) Также данные игры насыщены логическим и математическим содержанием.
Эти игры не требуют от детей каких-либо особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в самом процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики. Изучив подробно содержание этих книг, мы решили разработать цикл занятий, на которых бы основной задачей было развитие логического мышления, внимания, памяти. Прежде всего, был составлен перспективный план, в котором мы учитывали, во-первых, все имеющиеся знания воспитанников, во-вторых, чтобы новое преподносилось после хорошо усвоенного предыдущего материала, в-третьих, каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.
Дальнейшая работа состояла в формировании нового для детей вида деятельности - самостоятельной познавательно-игровой. Ее содержанием были разнообразные занимательно-математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и других. Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства ими использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности. Например, соревнования, когда детей делили на две команды и просили отвечать на вопросы полными предложениями. Задачи, стоящие перед нами и детьми, реализуются не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе организации игр в повседневной жизни.
Нами была разработана игротека - уголок занимательной математики. Это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Дети свободно берут их интересующую игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Оборудовав уголок занимательной математики, мы решали такие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
- развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем;
- целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
Далее шло знакомство с занимательным материалом, подчеркивая его игровой характер. Мы перечислили все виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста.
В уголок для родителей мы поместили информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления. Результат работы с родительской общественностью - налицо! Мы постоянно ощущаем их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей нашей группы.
Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для нас, так и для детей, что самое главное.
Список литературы.
1. Дьяченко О.М., Агеева Е. Л. Чего на свете не бывает? - М. – 1991 г.
2. Козырева Л. М. Развиваем логическое мышление для детей 6-7 лет.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи. Тетрадь с математическими заданиями. - М. – 2010 г.
4. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ 2012 г.
5. Кристиан Д. Поиграем в математику. - М. – 2009 г.
6. Любимова Т.Г. Хочешь быть умным? Решай задачи! Чебоксары. - 1999 г.
7. Михайлова А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение. – 1990 г.
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для детей.1. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М. – 1991 г.
9. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика. - М. – 2007 г.
10. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с 4 палочками Кюизенера. - М. – 2010 г.
11. Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
- С.- П., - 1997 г.
12. Панова Е. П. Дидактические игры и занятия в ДОУ / Воронеж. – 2007 г.
13. Слюсар Ю., Захарова О. Логика для малышей. Тетрадь с математическими заданиями. – Минск. – 2009 г.
14. Работа с родителями. Журнал «Управление ДОУ», № 5-2004 г.


2018-04-27 16:03 2018