НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фастовская И.В. Отношение к природе как результат экологического воспитания

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства и на всю жизнь остаются трепетные воспоминания о тропинке в лесу, пронизанном особым светом, корзиночка душистых ягод, принесенная домой, тихий пруд с голубым отражением небес, волны золотой пшеницы в жаркий летний день. Эти яркие картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. К сожалению, обеднение природной среды не лучший признак нашей сегодняшней жизни.
Последние десятилетия – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой – и это общепризнанно – является сфера дошкольного воспитания. Исследовательскими коллективами и отдельными авторами создавалось множество программ, как комплексных, так и парциальных. Среди последних немало экологических программ – «Семицветик» (авторы В.И. и С.Г. Ашиковы), «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева), «Наш дом – природа» (автор Н.А. Рыжова).
Актуальной данная тема стала и в связи с введением ФГОС дошкольного образования, где выделена такая образовательная область как «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. А в разделе IV - «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
И, действительно, дошкольный возраст – это период бурного роста и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этом возрасте развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие, быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в дошкольном возрасте формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно, может носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др. Характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.
Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными).
Практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей, понимания самоценности и хрупкости жизни. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Взрослые не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
Такой подход представлен в ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (В.К. Фокина, З.П.Плохий, В.Д. Сыч, И.А. Комарова, М.К. Ибрагимова и др.).
Иной, эколого-экономический подход к данному вопросу представлен в исследовании Т.А. Федоровой, в котором экономно-бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам было стержнем формируемой у старших дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать закладывать первые основы природоиспользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать у них экологически правильное поведение в быту.
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Начинать работу по формированию экологического сознания нужно с простых приемов.
При наблюдении важно разговаривать с объектами живой природы, наделяя их человеческими качествами. Вводить элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природными объектами, вводить элементы поэзии и детского фольклора. Можно детям предложить такое задание для развития умения видеть проблемы: «Посмотри на мир чужими глазами» (например, глазами взрослого человека или животных, живущих в лесу). Так мы научим детей смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Конечно, от такого простого, условного «перемещения» на место другого человека, живого или неживого объекта, еще далеко до способности, называемой сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении будут уже сделаны.
Рассмотрим вопрос о возможном включении детей в практическую деятельность.
Основное место следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинеты природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями. Тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
Большое внимание необходимо уделять проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа никогда не обманывает и никогда не ошибается.
Важным средством экологического воспитания является туристическая деятельность. Мир природы и движений, объединяясь, становится мощным средством разностороннего развития ребенка. Путешествия, пусть пока маленькие, укрепляют здоровье, наполняют ум и сердце детей драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, учат ценить и любить его, а также на практике взаимодействовать с природными объектами. Необходимо продумывать программу ознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранительной деятельности человека. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие окружающего, нужно отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки; особое внимание нужно обратить на народные приметы. Полезно иметь и некоторый инвентарь – маленькие грабли, лопатку и прочее. Одной из задач прогулок – походов является воспитание бережного отношения к окружающей среде. В местах прогулок – походов необходимо бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику; привлекать детей к участию в практических делах по охране природы. Дети постепенно постигнут истину – там, где побывал человек, должна оставаться чистота.
Какую работу еще могут выполнять дети? На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью и весной, ограждение муравейников в теплое время года. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День Воды (начало марта), День Земли (22 апреля) или провести акцию под названием «Сделаем свой микрорайон цветущим». Ко Дню Земли воспитатели с детьми могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Дети могут изготавливать экологические знаки, которые научат людей правильно вести себя в природе.
Итак, экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом; формирование представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.
Таким образом, только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - С.3-45.
3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995. - С.3-42.
4. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2005. - С.3-14.
5. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. 2002, №7. - С.18.
6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002, №10. - С.40-49.
7. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. 2002, №3. - С.38-47.
e-mail: ira.fastovskaya@mail.ru, телефон: 8-919-657-56-71
2018