Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Павловских А. С. Возможности использования художественного наследия на занятиях компьютерным дизайном

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Компьютерная графика и дизайн являются одним из направлений искусства постмодернизма XX-XXI вв., отличительной чертой которого является объединение традиционных художественных приёмов с практиками новых цифровых видов деятельности. В результате такого объединения расширяется диапазон художественных приёмов и методов. Так как компьютерная графика, как вид искусства, имеет под собой многовековую базу художественного творчества, то и её изучение закономерно базировать на постижении искусства прошлых столетий.
Какие же задачи решает такое объединение компьютерного дизайна и знаний художественной культуры прошлого в дополнительном образовании? Каким образом возможно такое объединение в практической деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования?
Компьютерный дизайн уже стал направлением изобразительного искусства. Это уже случилось и продолжает происходить, набирая обороты, сегодня и сейчас. Именно такое развитие компьютерного дизайна приводит к тому, что необходимо формировать у учащихся начиная с младшего школьного возраста умение работать с компьютерной графикой и дизайном, как с элементом информационной культуры. Учащимся в современной информационной среде необходимо понимать, представлять возможность создания изображений с использованием инструментов компьютерной графики, владеть средствами создания и редактирования изображений. Эти знания и умения помогают формированию информационной культуры современного учащегося, а также развивает его творческие способности. Для формирования художественно-образованной личности необходимо обеспечить развитие зрительной памяти, восприятие цвета, формы, объёма, абстрактно-логическое и художественно-образное мышление. Все это обеспечивается на занятиях компьютерным дизайном. Кроме этого компьютерный дизайн существенно обогащает и расширяет художественный инструментарий учащегося, а так же помогает реализовать дополнительные художественные возможности, которые не всегда могут быть осуществимы традиционными художественными технологиями и материалами.
Дополнительное образование художественной направленности способствует овладению и присвоению учащимися художественной культуры своего народа и человечества в целом, развивает и формирует целостную личность, её духовность и творческую индивидуальность. Но современность ставит новую задачу – повышение роли современных информационных средств и технологий в образовательном процессе. Таким образом, можно наблюдать, как на стыке художественных и компьютерных дисциплин формируется художественно-компьютерная дисциплина, которая постепенно вбирает в себя знания из обеих этих областей. На мой взгляд, исходя из практической работы по ДООП «Палитра.net», которая как раз основана на таком объединении, компьютерные дисциплины в рамках программ художественной направленности можно ограничить поверхностным изучением програмного обеспечения, освоением основных приёмов работы на ПК, изучением востребованных на данный момент информационных и сетевых технологий. А вот современные художественные дисциплины, в таком дуэте с компьютерными могут не только обеспечить учащихся знаниями композиции, равновесия, пропорций, перспективы, умениями пользоваться цветом и тоном. Они в состоянии способствовать развитию культурной и творческой целостности каждого учащегося на основе освоения мировой и отечественной художественной культуры. Именно современные информационные и графические технологии помогают изучить многообразие культуры, не выходя из учебного кабинета, побывав в любом музее мира, увидев любую картину онлайн. Возможности цифровых программ позволяют детально рассмотреть произведение искусства, творчески интерпретировать его цифровыми инструментами графических программ. Изучение произведений искусства позволяет учащимся избегать «штамповых» образов в своём творчестве: солнце желтое в углу, коричневый домик, синяя речка и т.д. Погружение в мир художественных образов, детальное рассматривание и обсуждение в группе позволяет каждому учащемуся заметить и самостоятельно сделать вывод почему река серая, а небо розовое, почему деревья которые ближе больше и ярче. Таким образом, изучая инструментарий компьютерных программ можно решить более масштабную задачу: научить учащихся осознавать художественную ценность произведений искусства, прививать умение анализировать их, умение формулировать свое мнение на их счет.
Анализ картины, который направляется педагогом, может стать активным средством, которое помогает учащимся понять образность искусства, овладеть таким образным мышлением и речью. Так же немаловажный момент в работе над объектом искусства – молчаливое рассматривание. Такое рассматривание имеет большое значение для развития мышления. Его можно предлагать каждому учащемуся индивидуально, во время работы над собственной творческой работой в цифровом формате, а так же во время цифровой интерпретации художественного произведения. А как известно, умение рассматривать – необходимое условие для развития наблюдательности.
Далее приведу примеры из своей педагогической практики, каким образом обращение к опыту мировой художественной культуры решает вопросы по проблематике изучения цвета, композиции, инструментов цифровых компьютерных программ.
Одна из основных проблем, при работе с цветом в графических программах у детей младшего школьного возраста, это выбор ими не гармоничных, не сочетающихся ярких кислотных цветов и оттенков. На мой взгляд, это обусловлено целым рядом причин: психологическими, влиянием моды, цветовой перегруженностью современных мультфильмов, возможностью порисовать таким цветом, которого нет в палитре традиционных художественных материалов (гуашь, акварель, фломастеры…). Подбор же цветов и оттенков, гармоничных имеющемуся художественному произведению или взятых при помощи инструмента «пипетка» из самого произведения, позволит в более короткие сроки преодолеть этот колористический барьер юного художника.
На примере произведений искусства проще донести начальные композиционные приёмы до каждого учащегося. А именно: выделение главного цветом, размером, тоном, компоновка в формате цифрового листа, передача пространства и объёма. Впитывая эти композиционные понятия, понятия цветовых и колористических сочетаний, пластических решений с образцов изобразительного искусства, учащиеся более активно начинают применять их в своём творчестве. Увидев эти инструменты в практическом воплощении художника, а так же сразу же на практических занятиях компьютерным дизайном, учащийся перестаёт воспринимать их, как просто теоретическую информацию, исходящую от педагога в формате мастер-класса. Учащийся в этом случае получает цифровые инструменты в руки вместе с руководством для творческой деятельности. Он пробует ассоциировать себя с творцом, начинает понимать ценность искусства.
Таким образом, на занятиях компьютерным дизайном учащиеся самостоятельно проводят параллель между традиционными инструментами, технологиями художника и цифровым инструментарием современных графических редакторов, который позволяет каждому попробовать себя в роли творца. Каждый учащийся осваивает особенности инструментария графического редактора на основе образцов произведений художественной культуры. В результате этого формируется не только современная информационная культура у каждого, но и создаются условия для развития общекультурной компетенции учащихся. Что в свою очередь решает целый ряд задач, которые ставятся сегодня перед педагогом дополнительного образования:
·          у детей формируется положительная мотивация к собственной творческой деятельности при общении с образцами искусства, изучении жизни и творчества художников
·          даются новые знания при решении конкретных практических задач
·          каждый учащийся обогащается чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности, опытом межличностного общения, формирования собственных взглядов, мнения по поводу произведений искусства
·          формируются современные цифровые умения и навыки.
Библиографический список
1.       Библер, В.С. Мышление, как творчество. - М.: Просвещение, 2013. - 361 с.
2.       Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. – 2002. - №2 – С.84-86
3.       Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003 -176с.

4.       
2021-05-27 16:03 2021