Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf
Цель: познакомить обучающихся со свойством противоположных сторон прямоугольника.
Педагогические задачи: расширять представления о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны; закреплять умение решать задачи изученных видов; продолжать формировать умение применять на практике изученные приемы письменного сложения и вычитания.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; отличительные особенности прямоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко, соотносить текст задачи с ее краткой записью.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; логически рассуждают, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров, достаточно полно и точно выражают свои мысли, не создают конфликтов в спорных ситуациях.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Наглядно-демонстрационный материал: квадраты и прямоугольники различного размера.
Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, составная задача, краткая запись, числовое выражение, геометрические фигуры, прямоугольник, угол, прямой угол, противоположные стороны, равно.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник «Математика» 2 кл., автор М. И. Моро, изображения Ивана-Царевича, Василисы-Премудрой, берёзки, три дома, составленные из геометрических фигур, вместо окошек геометрические фигуры – прямоугольник, четырёхугольник с двумя непрямыми углами и треугольник, раздаточный материал (геометрические фигуры), карточки-эмоции для рефлексии, чертёжные принадлежности.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, вы уже заметили, что у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями.
- Русская пословица гласит: «Гость доволен – хозяин рад».
Как мы можем доставить удовольствие гостям и себе на уроке?
- Учтём всё, что вы сказали, и постараемся подарить радость всем. Вспомните правила посадки за партой, садитесь.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Будем строить и смекать,
И фигуры изучать.
II.Самоопределение к деятельности.
( На доске - Рис. 1 Дома из геометрических фигур).
Рис. 1 Дома из геометрических фигур.
- На какие две группы можно разделить все фигуры? ( Треугольник и четырёхугольники.)
– Какая фигура в окошечках лишняя? (треугольник, остальные с четырьмя углами и сторонами)
- Как называется фигуры из второго и третьего домиков? (Четырехугольники.)
– Какая называется оставшаяся фигура? (Прямоугольник)
- Почему четырёхугольник из третьего домика нельзя отнести к прямоугольникам? ( У него не все углы прямые.)
– Догадались, о чём сегодня мы будем говорить? (На доску крепиться прямоугольный лист бумаги).
Повторение имеющихся знаний о признаках прямоугольника.
– А какая геометрическая фигура лежит у вас на столе? (прямоугольник)
– Почему вы так решили? Докажите (есть 4 стороны и все 4 угла прямые).
– Проверьте с помощью угольника, будут ли все углы прямыми (дети проверяют).
–Так какая фигура называется прямоугольником? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые).
– Молодцы. Это мы знаем.
– А сегодня вы узнаете что-то новое о прямоугольнике.
III. Усвоение новых знаний.
Введение понятия противоположные стороны.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним свойством прямоугольника.
Наш урок продолжается, и сегодня мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Где от нас будут ждать помощи сказочные герои.
- Вы готовы к работе? Тогда вперёд!
Я тетрадочку открою и наклонно положу
Я от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо ни согнусь, за работу я примусь.
Откройте тетради и запишите число – 9 февраля. Не забываем правила посадки и пишем красиво и правильно.
Устный счёт
- Жил – был Иван – царевич и была у него невеста Василиса – Премудрая. Однажды, гуляли они по лесу, вдруг налетел вихрь, и унёс Василису – Премудрую. Опечалился царевич, а берёзка ему прошелестела:
- Не печалься, иди поскорее искать свою невесту и найдёшь ты её у..?
- У кого найдёт свою невесту Иван – Царевич узнаем, выполнив задание.
- Расположи карточки с числами в порядке убывания. Запишите числа в тетрадь и прочитайте слово-отгадку. (Рис.2 Устный счет).
40
60
20
50
30
Щ
К
Й
О
Е
Рис.2. Устный счет.(Слово отгадка – Кощей).
- Молодцы!
- Долго – ли коротко – ли шёл он – на пути встретилась река, а моста такой старенький, того и гляди развалится. А на досточках задание. Справится с ним Иван – Царевич, значит, удержится на них и пройдёт через реку.
- Поможем Ивану – царевичу?
- Прочитайте выражения, называя его компоненты. (Учащиеся читают выражения и находят их значения.)
12+8
28+6
74-70
19-10
80-5
40-8
- С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку, а за ней - лес. А в лесу тропинка. (На доске Рис.3 Тропинка в виде ломаной).
7 3
5
Рис.3 Тропинка в виде ломаной.
- На что похожа тропинка? ( На незамкнутую ломаную линию.)
- А как найти длину ломаной линии? (Сложить длины звеньев). Как удобно сложить эти числа? (Сначала 7 и 3, потом ещё 5).
- Устал Иван – Царевич, захотел передохнуть. И мы тоже отдохнём.
IV. Физкультминутка.
Иван Царевич раз нагнулся
Два - нагнулся, разогнулся,
Руки в сторону, развел,
И пошел, пошел, пошел
За Царевной в глушь лесную,
Вдруг пенек он увидал,
Тихо сел и задремал.
- Пошёл Иван – царевич по тропинке. Видит, стоит избушка, а на лавке сидит Баба – Яга (картинка с изображением Бабы –Яги ). Увидела царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл, но сначала ответь на мои вопросы и выполни задания». (Рис.4 Избушка бабы Яги).
Рис.4 Избушка бабы Яги.
- Из каких геометрических фигур собрана моя избушка?
- Из треугольника, квадрата и прямоугольника. (Выходят к доске показывают и рассказывают).
- Что вы знаете о треугольнике? (У него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.)
- Что вы знаете о квадрате? (Это четырёхугольник, у которого все углы прямые, 4 вершины и 4 стороны и они между собой равны.)
- Что вы знаете о прямоугольнике? (Это четырёхугольник, у него все углы прямые, 4 вершины 4 стороны). На доске - Рис.5 Прямоугольник.
Рис.5 Прямоугольник.
- Обратите внимание! Стороны прямоугольника показаны разным цветом.
- Красным цветом показаны противоположные стороны прямоугольника.
- Они лежат друг против друга и называются противоположными.
- Покажите ещё две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Черным.)
- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? ( Две пары.)
- Как вы думаете, а какими должны быть противоположные стороны прямоугольника? ( Равные.)
- Проверим это.
Практическая работа.
(У каждого ученика на парте прямоугольники из бумаги голубого и желтого цвета.)
- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?
- Как доказать, что эти фигуры прямоугольники?
- Обведите каждую пару противоположных сторон вашего голубого прямоугольника одним цветом.
- В парах проверьте, правильно ли вы указали противоположные стороны.
- Как доказать, что противоположные стороны прямоугольника равны? (Измерить по линейке длину сторон).
- Измерьте противоположные стороны голубого прямоугольника.
- Каким образом еще можно сравнить длины сторон? (Путём перегибания).
Учитель показывает, как путём перегибания совместить каждую пару противоположных сторон прямоугольника.
- Измерьте, таким образом, длины сторон желтого прямоугольника.
- Сделайте вывод об их длине. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
Работа с учебником.
- Проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник математики и читаем правило на с.32. Двигаемся дальше.
V. Закрепление нового материала.
«Вот теперь - говорит Баба – Яга - бери мою ступу, да лети за своей невестой. Да только полететь она сможет после того, как решишь мою задачу». На доске - Рис.5 Прямоугольник. (Решают задачу.)
Рис.6 Задача Бабы Яги.
- Поблагодарил Иван – Царевич Бабу – Ягу, сел в ступу и через пять минут приземлился около дворца Кощея.
«За невестой пришёл, добрый молодец? Мой внук, Никита, не может решить задачу. Решишь, невеста твоя, а не решишь – уйдёшь ни с чем».
Учебникс.32, №1.
- Найдите текст задания № 1 на стр. 32
- Выполним это задание устно.
- Прочитайте его.
- Подумайте, как ответим на 1 вопрос.
- Какой мы сделаем вывод?
Вывод: не каждый четырехугольник с равными противоположными сторонами будет считаться прямоугольником. Необходимо, чтобы у него еще были прямые углы!
- Молодцы, ребята, вот мы и спасли Василису – Премудрую.
VI. Рефлексия.
- Как вы считаете, справились мы с заданиями Яги и Кощея? Продолжите предложения, начало которых вы видите на доске.
Сегодня я узнал…
Было интересно узнать…
Было трудно выполнять…
Теперь я могу решать…
Я научился…
У меня получилось…
- У вас на столе есть 2 картинки, если вы считаете, что всё у вас получилось, и вам урок понравился – подарите берёзке картинку с радостным выражением, если же, что-то не понравилось и остались вопросы – то другую картинку. (На доске - изображение берёзки. У каждого ребенка 2 картинки, каждый ряд своё изображение Рис.7 Рефлексия).
Рис.7 Рефлексия.
VII. Подведение итогов урока.
- Вот и подошёл к концу урок. Я благодарю вас за отличную работу и плодотворное сотрудничество.
- Выставление оценок с комментированием.
VII. Домашнее задание.
с.32, №4, с.32, №3 – по желанию.
kirbaledidi@yandex.ru 89232167694