Цель: познакомить обучающихся со свойством противоположных сторон прямоугольника. Педагогические задачи: расширять представления о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны; закреплять умение решать задачи изученных видов; продолжать формировать умение применять на практике изученные приемы письменного сложения и вычитания. Планируемые образовательные результаты: Личностные:принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Предметные:знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; отличительные особенности прямоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко, соотносить текст задачи с ее краткой записью. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; логически рассуждают, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров, достаточно полно и точно выражают свои мысли, не создают конфликтов в спорных ситуациях. методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая. Наглядно-демонстрационный материал: квадраты и прямоугольники различного размера. Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, составная задача, краткая запись, числовое выражение, геометрические фигуры, прямоугольник, угол, прямой угол, противоположные стороны, равно. Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник «Математика» 2 кл., автор М. И. Моро, изображения Ивана-Царевича, Василисы-Премудрой, берёзки, три дома, составленные из геометрических фигур, вместо окошек геометрические фигуры – прямоугольник, четырёхугольник с двумя непрямыми углами и треугольник, раздаточный материал (геометрические фигуры), карточки-эмоции для рефлексии, чертёжные принадлежности. Ход урока: I. Организационный момент. - Ребята, вы уже заметили, что у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями. - Русская пословица гласит: «Гость доволен – хозяин рад». Как мы можем доставить удовольствие гостям и себе на уроке? - Учтём всё, что вы сказали, и постараемся подарить радость всем. Вспомните правила посадки за партой, садитесь. Прозвенел уже звонок – Начинается урок. Будем строить и смекать, И фигуры изучать. II.Самоопределение к деятельности. ( На доске - Рис. 1 Дома из геометрических фигур).
Рис. 1 Дома из геометрических фигур. - На какие две группы можно разделить все фигуры? ( Треугольник и четырёхугольники.) – Какая фигура в окошечках лишняя? (треугольник, остальные с четырьмя углами и сторонами) - Как называется фигуры из второго и третьего домиков? (Четырехугольники.) – Какая называется оставшаяся фигура? (Прямоугольник) - Почему четырёхугольник из третьего домика нельзя отнести к прямоугольникам? ( У него не все углы прямые.) – Догадались, о чём сегодня мы будем говорить? (На доску крепиться прямоугольный лист бумаги). Повторение имеющихся знаний о признаках прямоугольника. – А какая геометрическая фигура лежит у вас на столе? (прямоугольник) – Почему вы так решили? Докажите (есть 4 стороны и все 4 угла прямые). – Проверьте с помощью угольника, будут ли все углы прямыми (дети проверяют). –Так какая фигура называется прямоугольником? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые). – Молодцы. Это мы знаем. – А сегодня вы узнаете что-то новое о прямоугольнике. III. Усвоение новых знаний. Введение понятия противоположные стороны. - Сегодня мы познакомимся с ещё одним свойством прямоугольника. Наш урок продолжается, и сегодня мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Где от нас будут ждать помощи сказочные герои. - Вы готовы к работе? Тогда вперёд! Я тетрадочку открою и наклонно положу Я от вас друзья не скрою Ручку я вот так держу Сяду прямо ни согнусь, за работу я примусь. Откройте тетради и запишите число – 9 февраля. Не забываем правила посадки и пишем красиво и правильно. Устный счёт - Жил – был Иван – царевич и была у него невеста Василиса – Премудрая. Однажды, гуляли они по лесу, вдруг налетел вихрь, и унёс Василису – Премудрую. Опечалился царевич, а берёзка ему прошелестела: - Не печалься, иди поскорее искать свою невесту и найдёшь ты её у..? - У кого найдёт свою невесту Иван – Царевич узнаем, выполнив задание. - Расположи карточки с числами в порядке убывания. Запишите числа в тетрадь и прочитайте слово-отгадку. (Рис.2 Устный счет).
40
60
20
50
30
Щ
К
Й
О
Е
Рис.2. Устный счет. (Слово отгадка – Кощей). - Молодцы! - Долго – ли коротко – ли шёл он – на пути встретилась река, а моста такой старенький, того и гляди развалится. А на досточках задание. Справится с ним Иван – Царевич, значит, удержится на них и пройдёт через реку. - Поможем Ивану – царевичу? - Прочитайте выражения, называя его компоненты. (Учащиеся читают выражения и находят их значения.) 12+8 28+6 74-70 19-10 80-5 40-8 - С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал реку, а за ней - лес. А в лесу тропинка. (На доске Рис.3 Тропинка в виде ломаной).
73 5 Рис.3 Тропинка в виде ломаной. - На что похожа тропинка? ( На незамкнутую ломаную линию.) - А как найти длину ломаной линии? (Сложить длины звеньев). Как удобно сложить эти числа? (Сначала 7 и 3, потом ещё 5). - Устал Иван – Царевич, захотел передохнуть. И мы тоже отдохнём. IV. Физкультминутка. Иван Царевич раз нагнулся Два - нагнулся, разогнулся, Руки в сторону, развел, И пошел, пошел, пошел За Царевной в глушь лесную, Вдруг пенек он увидал, Тихо сел и задремал. - Пошёл Иван – царевич по тропинке. Видит, стоит избушка, а на лавке сидит Баба – Яга (картинка с изображением Бабы –Яги ). Увидела царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл, но сначала ответь на мои вопросы и выполни задания». (Рис.4 Избушка бабы Яги). Рис.4 Избушка бабы Яги. - Из каких геометрических фигур собрана моя избушка? - Из треугольника, квадрата и прямоугольника. (Выходят к доске показывают и рассказывают). - Что вы знаете о треугольнике? (У него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.) - Что вы знаете о квадрате? (Это четырёхугольник, у которого все углы прямые, 4 вершины и 4 стороны и они между собой равны.) - Что вы знаете о прямоугольнике? (Это четырёхугольник, у него все углы прямые, 4 вершины 4 стороны). На доске - Рис.5 Прямоугольник.
Рис.5 Прямоугольник. - Обратите внимание! Стороны прямоугольника показаны разным цветом. - Красным цветом показаны противоположные стороны прямоугольника. - Они лежат друг против друга и называются противоположными. - Покажите ещё две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Черным.) - Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? ( Две пары.) - Как вы думаете, а какими должны быть противоположные стороны прямоугольника? ( Равные.) - Проверим это. Практическая работа. (У каждого ученика на парте прямоугольники из бумаги голубого и желтого цвета.) - Какие геометрические фигуры лежат у вас на столах? - Как доказать, что эти фигуры прямоугольники? - Обведите каждую пару противоположных сторон вашего голубого прямоугольника одним цветом. - В парах проверьте, правильно ли вы указали противоположные стороны. - Как доказать, что противоположные стороны прямоугольника равны? (Измерить по линейке длину сторон). - Измерьте противоположные стороны голубого прямоугольника. - Каким образом еще можно сравнить длины сторон? (Путём перегибания). Учитель показывает, как путём перегибания совместить каждую пару противоположных сторон прямоугольника. - Измерьте, таким образом, длины сторон желтого прямоугольника. - Сделайте вывод об их длине. (Противоположные стороны прямоугольника равны.) Работа с учебником. - Проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник математики и читаем правило на с.32. Двигаемся дальше. V. Закрепление нового материала. «Вот теперь - говорит Баба – Яга - бери мою ступу, да лети за своей невестой. Да только полететь она сможет после того, как решишь мою задачу». На доске - Рис.5 Прямоугольник. (Решают задачу.) Рис.6 Задача Бабы Яги. - Поблагодарил Иван – Царевич Бабу – Ягу, сел в ступу и через пять минут приземлился около дворца Кощея. «За невестой пришёл, добрый молодец? Мой внук, Никита, не может решить задачу. Решишь, невеста твоя, а не решишь – уйдёшь ни с чем». Учебникс.32, №1. - Найдите текст задания № 1 на стр. 32 - Выполним это задание устно. - Прочитайте его. - Подумайте, как ответим на 1 вопрос. - Какой мы сделаем вывод? Вывод: не каждый четырехугольник с равными противоположными сторонами будет считаться прямоугольником. Необходимо, чтобы у него еще были прямые углы! - Молодцы, ребята, вот мы и спасли Василису – Премудрую. VI. Рефлексия. - Как вы считаете, справились мы с заданиями Яги и Кощея? Продолжите предложения, начало которых вы видите на доске. Сегодня я узнал… Было интересно узнать… Было трудно выполнять… Теперь я могу решать… Я научился… У меня получилось… - У вас на столе есть 2 картинки, если вы считаете, что всё у вас получилось, и вам урок понравился – подарите берёзке картинку с радостным выражением, если же, что-то не понравилось и остались вопросы – то другую картинку. (На доске - изображение берёзки. У каждого ребенка 2 картинки, каждый ряд своё изображение Рис.7 Рефлексия).
Рис.7 Рефлексия. VII. Подведение итогов урока. - Вот и подошёл к концу урок. Я благодарю вас за отличную работу и плодотворное сотрудничество. - Выставление оценок с комментированием. VII. Домашнее задание. с.32, №4, с.32, №3 – по желанию. kirbaledidi@yandex.ru 89232167694