Библиографическое описание:
Викторова С.А. Правовое регулирование воспитания в образовательном процессе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, однако в отличие от обучения оно традиционно регламентировалось на законодательном уровне менее детально. В последние годы тенденция изменилась: приняты многочисленные изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты в части правого регулирования воспитания во всех уровнях образования: от начального основного до высшего профессионального. В частности, введены новые штатные единицы (советник директора по воспитанию; классные руководители в СПО и др.); установлены обязательные требования к содержанию и порядку осуществления воспитательного процесса, наличию в каждой образовательной организации регламентирующих его документов; введены унифицированные внеурочные занятия «Разговоры о важном» с заранее заданной тематикой; создано российское движение детей и молодежи (РДДМ) с формированием и поддержкой первичных организаций РДДМ в образовательных организациях и др. Кроме того, законодательно закреплены нравственные ориентиры воспитания, введена легальная дефиниция «традиционные российские духовно-нравственные ценности» и др. Ограничен круг лиц, имеющих право обучать детей, в частности, в 2022 году в Российской Федерации утверждены Правила осуществления просветительской деятельности, согласно которым такая деятельность в отношении несовершеннолетних и за счет бюджетных средств требует обязательного уведомления Министерства просвещения в срок за 30 рабочих дней до ее начала с приложением и согласованием ее программы.
Обозначенная выше тенденция находит официальное подтверждение в позиции Министерства Просвещения РФ, которое говорит не только об активизации нормативного регулирования воспитания в образовательном процессе, но и заявляет его в качестве приоритета. Так, со слов министерства, «в современных российских образовательных организациях воспитание является приоритетом при осуществлении образовательной деятельности; значительно усилена воспитательная составляющая в образовании, рабочие программы воспитания стали составной частью образовательных программ, определены обязательные требования к организации воспитания обучающихся» [1].
Проанализируем фактологическую и содержательную часть указанных новелл.
В 2020 году федеральный закон «Об образовании» [2] был дополнен статьей 12.1. «Общие требования к организации воспитания обучающихся», которая предусматривает обязательное принятие и реализацию рабочих программ воспитания и календарного плана воспитательной работы при освоении образовательных программ общего и профессионального образования (как среднего, так и высшего). Минобрнауки подготовлены методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы для вузов. Министерством просвещения РФ – примерная рабочая программа, федеральная программа и календарный план воспитательной работы на соответствующий календарный год (годы), обязательные для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию программам начального, основного и среднего общего образования. Министерство также разрабатывает и утверждает перечень мероприятий для реализации плана воспитательной работы.
Для подготовки рабочих программ воспитания, в том числе их вариативной части, необходимо понимать цели и задачи воспитания, которые ставит государство перед образовательной организацией и реализующими его педагогическими работниками.
Государственные приоритеты в области воспитания сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (далее – Стратегия воспитания), утв. Распоряжением Правительства №996-р от 29.05.2015. В ней обозначены основные направления гражданского, патриотического, духовного, нравственного, физического и экологического воспитания. Помимо непосредственно семейного образования, большая роль в Стратегии воспитания отводится образовательным организациям, в частности, в качестве ожидаемых результатов ее реализации обозначено повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей. Сделан акцент на контроле, в том числе посредством формирования системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в стране.
Несмотря на то, что воспитание предполагает охват всех сфер жизни ребенка, что, как отмечено выше, нашло отражение в Стратегии воспитания, государственная политика в настоящее время преимущественно сосредоточена на патриотическом и нравственно-духовном его компонентах. Более того, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти заявлена в качестве одного из основных направлений обеспечения безопасности страны в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ № 400 от 21.07.2021 (далее – Стратегия 2021).
В ранее действующей Стратегии национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 (далее – Стратегия 2015) традиционные ценности были обозначены в качестве одного из национальных интересов, а их сохранение и приумножение рассматривалось в рамках стратегической цели обеспечения национальной безопасности в области культуры (п.76). В Стратегии 2021 такие ценности позиционируются в качестве самостоятельного стратегического национального приоритета (пп.8 п.26), что также свидетельствует о законодательном закреплении усиления роли идеологического воспитания со стороны государства.
В Стратегии воспитания перечислены такие близкие и понятные каждому нравственно-духовные ценности как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей и Отечеством.
В Стратегии 2021 «к традиционным российским нравственно-духовным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (п. 91). Как видим, перечень ценностей в разных нормативных документах отличается. Если сравнивать его с аналогичным перечнем традиционных ценностей Стратегии безопасности 2015г., в 2021 году к нему добавились ответственность за судьбу Отечества и историческая память; вместо норм морали и нравственности прописали «высокие нравственные идеалы», вместо исторического единства народов России и преемственности истории – историческую память и единство народов (без слова «историческое»). В контексте текущих событий можно предположить, что в эти, казалось бы, незначительные изменения был заложен вполне определенный посыл.
Претерпело изменение на нормативном уровне и восприятие угроз духовно-нравственным ценностям. Ранее (Стратегия 2015) шла речь об их «размывании» и «ослаблении единства многонационального народа РФ» путем внешней культурной и информационной экспансии, распространения низкокачественной продукции массовой культуры, пропаганды вседозволенности и насилия, попытки фальсификации истории и др. В Стратегии 2021 говорится дополнительно о таких угрозах как «абсолютизация свободы личности, пропаганда безнравственности и эгоизма, потребления и наслаждения, легализация употребления наркотиков, «вестернизация» и др. В качестве субъектов деструктивного влияния с их «активными нападками» обозначены США, их союзники, транснациональные корпорации, иностранные некоммерческие неправительственные, религиозные, экстремистские и террористические организации (п. 87 Стратегии 2021). Как видим, нормативно очерченный в настоящее время круг потенциальных угроз и их источников достаточно обширный, и некоторые из них представляются спорными (например, что считать абсолютизацией свободы личности с философской или правовой точки зрения, когда ее проявление не сопряжено с нарушением законодательно установленных пределов; или к вопросу о пропаганде потребления: нравственность не находится в прямой корреляции с отказом от материальных благ, а высокий уровень жизни граждан является одной из основных задач социально-экономической политики современных государств и т.д.).
В Стратегии 2021 в числе задач, призванных обеспечить защиту традиционных ценностей, применительно к исследуемой нами проблематике широко представлены меры по государственной пропаганде, в том числе реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных ценностей и неприятие навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения; формирование государственных заказов на научные исследования, публикацию научно-популярных материалов, продукцию (кинематографическую, телевизионную, видео, интернет и др.) и услуги, направленные на сохранение традиционных российских ценностей; защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия и др.
Необходимо отметить, что в Стратегии воспитания сформулированы и иные не менее эффективные способы противодействия угрозам, реализуемые в рамках «расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов». Это, например, воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного их воздействия; популяризация в информационном пространстве традиционных ценностей и норм поведения; разработка и реализация в образовательных организациях программ воспитания, направленных на повышение уважения детей друг к другу, к семье, родителям, учителю, старшим поколениям; привлечение детей к участию в социально значимых проектах; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в т.ч. гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.
Нам представляется, что в 21 веке в условиях глобализации изолировать детей от информационной среды, в том числе сети Интернет, труднореализуемо и нецелесообразно; защищать детей и подростков нужно от информации, которая может причинить вред жизни и здоровью; другую, в том числе спорную информацию нужно не запрещать, а развивать у детей аналитическое мышление, умение критически ее оценить и делать правильный выбор, как верно отмечено в Стратегии воспитания. Конечно, для успешного результата по решению этой задачи соответствующими аналитическими способностями и критическим мышлением, равно как и определенным высоким уровнем нравственности, должен обладать и сам педагог-наставник. Воспитательные меры будут малоэффективны, если личность воспитателя (родителя или педагога) не вызывает у воспитанника уважения. К сожалению, перечисленные выше компетенции не входят в число критериев и показателей, которые подлежат оценке при определении уровня профессиональной деятельности педагогического работника, равно как и не подлежат оценке сами результаты воспитательной работы в образовательном процессе.
Преподавателям хорошо известны и другие прописные педагогические истины, например, о том, что запрет как метод воспитания может обеспечить лишь временное достижение цели; а призывы или императивные требования оказывают меньшее влияние на формирование паттернов поведения чем авторитет и реальные примеры поведения наставника; а непосредственное участие воспитанника в каком-либо социально-значимом проекте намного эффективней очередной профилактической беседы.
Подведем итог: воспитание, безусловно, является важной частью образовательного процесса, что в настоящее время нашло закрепление на законодательном уровне. Однако большая часть принятых документов носит стратегический абстрактный характер, что не решает проблему достижения заявленных целей как в воспитании отдельной личности, так и в масштабе всего подрастающего поколения. До настоящего времени нет нормативных актов, конкретизирующих результаты воспитательной деятельности в образовательном учреждении, равно как и документов, регламентирующих компетенции и обязанности педагогических работников именно в части воспитательной работы, в том числе в рамках реализации образовательных программ конкретных учебных дисциплин.
Универсального решения в вопросах воспитания не существует, так как личность формируется под влиянием многих факторов, однако педагог может внести существенный вклад в ее гармоничное развитие во всех случаях, и особенно тогда, когда семья и социальное окружение не могут заложить надежные нравственные ориентиры, помочь ребенку выбрать образовательную траекторию; сформулировать долгосрочные планы, направленные на достижение им жизненных целей, базирующихся на базовых общечеловеческих ценностях, которые будут способствовать его успешной реализации.
Библиографический список
1. Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2023. № АБ-355/06 «О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 23.07.2023).
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.07.2023).
Викторова С.А. Правовое регулирование воспитания в образовательном процессе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, однако в отличие от обучения оно традиционно регламентировалось на законодательном уровне менее детально. В последние годы тенденция изменилась: приняты многочисленные изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты в части правого регулирования воспитания во всех уровнях образования: от начального основного до высшего профессионального. В частности, введены новые штатные единицы (советник директора по воспитанию; классные руководители в СПО и др.); установлены обязательные требования к содержанию и порядку осуществления воспитательного процесса, наличию в каждой образовательной организации регламентирующих его документов; введены унифицированные внеурочные занятия «Разговоры о важном» с заранее заданной тематикой; создано российское движение детей и молодежи (РДДМ) с формированием и поддержкой первичных организаций РДДМ в образовательных организациях и др. Кроме того, законодательно закреплены нравственные ориентиры воспитания, введена легальная дефиниция «традиционные российские духовно-нравственные ценности» и др. Ограничен круг лиц, имеющих право обучать детей, в частности, в 2022 году в Российской Федерации утверждены Правила осуществления просветительской деятельности, согласно которым такая деятельность в отношении несовершеннолетних и за счет бюджетных средств требует обязательного уведомления Министерства просвещения в срок за 30 рабочих дней до ее начала с приложением и согласованием ее программы.
Обозначенная выше тенденция находит официальное подтверждение в позиции Министерства Просвещения РФ, которое говорит не только об активизации нормативного регулирования воспитания в образовательном процессе, но и заявляет его в качестве приоритета. Так, со слов министерства, «в современных российских образовательных организациях воспитание является приоритетом при осуществлении образовательной деятельности; значительно усилена воспитательная составляющая в образовании, рабочие программы воспитания стали составной частью образовательных программ, определены обязательные требования к организации воспитания обучающихся» [1].
Проанализируем фактологическую и содержательную часть указанных новелл.
В 2020 году федеральный закон «Об образовании» [2] был дополнен статьей 12.1. «Общие требования к организации воспитания обучающихся», которая предусматривает обязательное принятие и реализацию рабочих программ воспитания и календарного плана воспитательной работы при освоении образовательных программ общего и профессионального образования (как среднего, так и высшего). Минобрнауки подготовлены методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы для вузов. Министерством просвещения РФ – примерная рабочая программа, федеральная программа и календарный план воспитательной работы на соответствующий календарный год (годы), обязательные для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию программам начального, основного и среднего общего образования. Министерство также разрабатывает и утверждает перечень мероприятий для реализации плана воспитательной работы.
Для подготовки рабочих программ воспитания, в том числе их вариативной части, необходимо понимать цели и задачи воспитания, которые ставит государство перед образовательной организацией и реализующими его педагогическими работниками.
Государственные приоритеты в области воспитания сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (далее – Стратегия воспитания), утв. Распоряжением Правительства №996-р от 29.05.2015. В ней обозначены основные направления гражданского, патриотического, духовного, нравственного, физического и экологического воспитания. Помимо непосредственно семейного образования, большая роль в Стратегии воспитания отводится образовательным организациям, в частности, в качестве ожидаемых результатов ее реализации обозначено повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей. Сделан акцент на контроле, в том числе посредством формирования системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в стране.
Несмотря на то, что воспитание предполагает охват всех сфер жизни ребенка, что, как отмечено выше, нашло отражение в Стратегии воспитания, государственная политика в настоящее время преимущественно сосредоточена на патриотическом и нравственно-духовном его компонентах. Более того, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти заявлена в качестве одного из основных направлений обеспечения безопасности страны в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ № 400 от 21.07.2021 (далее – Стратегия 2021).
В ранее действующей Стратегии национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 (далее – Стратегия 2015) традиционные ценности были обозначены в качестве одного из национальных интересов, а их сохранение и приумножение рассматривалось в рамках стратегической цели обеспечения национальной безопасности в области культуры (п.76). В Стратегии 2021 такие ценности позиционируются в качестве самостоятельного стратегического национального приоритета (пп.8 п.26), что также свидетельствует о законодательном закреплении усиления роли идеологического воспитания со стороны государства.
В Стратегии воспитания перечислены такие близкие и понятные каждому нравственно-духовные ценности как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей и Отечеством.
В Стратегии 2021 «к традиционным российским нравственно-духовным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (п. 91). Как видим, перечень ценностей в разных нормативных документах отличается. Если сравнивать его с аналогичным перечнем традиционных ценностей Стратегии безопасности 2015г., в 2021 году к нему добавились ответственность за судьбу Отечества и историческая память; вместо норм морали и нравственности прописали «высокие нравственные идеалы», вместо исторического единства народов России и преемственности истории – историческую память и единство народов (без слова «историческое»). В контексте текущих событий можно предположить, что в эти, казалось бы, незначительные изменения был заложен вполне определенный посыл.
Претерпело изменение на нормативном уровне и восприятие угроз духовно-нравственным ценностям. Ранее (Стратегия 2015) шла речь об их «размывании» и «ослаблении единства многонационального народа РФ» путем внешней культурной и информационной экспансии, распространения низкокачественной продукции массовой культуры, пропаганды вседозволенности и насилия, попытки фальсификации истории и др. В Стратегии 2021 говорится дополнительно о таких угрозах как «абсолютизация свободы личности, пропаганда безнравственности и эгоизма, потребления и наслаждения, легализация употребления наркотиков, «вестернизация» и др. В качестве субъектов деструктивного влияния с их «активными нападками» обозначены США, их союзники, транснациональные корпорации, иностранные некоммерческие неправительственные, религиозные, экстремистские и террористические организации (п. 87 Стратегии 2021). Как видим, нормативно очерченный в настоящее время круг потенциальных угроз и их источников достаточно обширный, и некоторые из них представляются спорными (например, что считать абсолютизацией свободы личности с философской или правовой точки зрения, когда ее проявление не сопряжено с нарушением законодательно установленных пределов; или к вопросу о пропаганде потребления: нравственность не находится в прямой корреляции с отказом от материальных благ, а высокий уровень жизни граждан является одной из основных задач социально-экономической политики современных государств и т.д.).
В Стратегии 2021 в числе задач, призванных обеспечить защиту традиционных ценностей, применительно к исследуемой нами проблематике широко представлены меры по государственной пропаганде, в том числе реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных ценностей и неприятие навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения; формирование государственных заказов на научные исследования, публикацию научно-популярных материалов, продукцию (кинематографическую, телевизионную, видео, интернет и др.) и услуги, направленные на сохранение традиционных российских ценностей; защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия и др.
Необходимо отметить, что в Стратегии воспитания сформулированы и иные не менее эффективные способы противодействия угрозам, реализуемые в рамках «расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов». Это, например, воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного их воздействия; популяризация в информационном пространстве традиционных ценностей и норм поведения; разработка и реализация в образовательных организациях программ воспитания, направленных на повышение уважения детей друг к другу, к семье, родителям, учителю, старшим поколениям; привлечение детей к участию в социально значимых проектах; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в т.ч. гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.
Нам представляется, что в 21 веке в условиях глобализации изолировать детей от информационной среды, в том числе сети Интернет, труднореализуемо и нецелесообразно; защищать детей и подростков нужно от информации, которая может причинить вред жизни и здоровью; другую, в том числе спорную информацию нужно не запрещать, а развивать у детей аналитическое мышление, умение критически ее оценить и делать правильный выбор, как верно отмечено в Стратегии воспитания. Конечно, для успешного результата по решению этой задачи соответствующими аналитическими способностями и критическим мышлением, равно как и определенным высоким уровнем нравственности, должен обладать и сам педагог-наставник. Воспитательные меры будут малоэффективны, если личность воспитателя (родителя или педагога) не вызывает у воспитанника уважения. К сожалению, перечисленные выше компетенции не входят в число критериев и показателей, которые подлежат оценке при определении уровня профессиональной деятельности педагогического работника, равно как и не подлежат оценке сами результаты воспитательной работы в образовательном процессе.
Преподавателям хорошо известны и другие прописные педагогические истины, например, о том, что запрет как метод воспитания может обеспечить лишь временное достижение цели; а призывы или императивные требования оказывают меньшее влияние на формирование паттернов поведения чем авторитет и реальные примеры поведения наставника; а непосредственное участие воспитанника в каком-либо социально-значимом проекте намного эффективней очередной профилактической беседы.
Подведем итог: воспитание, безусловно, является важной частью образовательного процесса, что в настоящее время нашло закрепление на законодательном уровне. Однако большая часть принятых документов носит стратегический абстрактный характер, что не решает проблему достижения заявленных целей как в воспитании отдельной личности, так и в масштабе всего подрастающего поколения. До настоящего времени нет нормативных актов, конкретизирующих результаты воспитательной деятельности в образовательном учреждении, равно как и документов, регламентирующих компетенции и обязанности педагогических работников именно в части воспитательной работы, в том числе в рамках реализации образовательных программ конкретных учебных дисциплин.
Универсального решения в вопросах воспитания не существует, так как личность формируется под влиянием многих факторов, однако педагог может внести существенный вклад в ее гармоничное развитие во всех случаях, и особенно тогда, когда семья и социальное окружение не могут заложить надежные нравственные ориентиры, помочь ребенку выбрать образовательную траекторию; сформулировать долгосрочные планы, направленные на достижение им жизненных целей, базирующихся на базовых общечеловеческих ценностях, которые будут способствовать его успешной реализации.
Библиографический список
1. Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2023. № АБ-355/06 «О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 23.07.2023).
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.07.2023).