Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Федотенко Н. Ю. Социальные сети как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Развиваясь динамичными темпами, информационные технологии для современного человека позволяют открывать новые грани и возможности. Особо чувствительной к миру активно развивающихся информационно-коммуникационных технологий является сфера образования. В первую очередь, это касается обучения иностранным языкам, поскольку языки постоянно изменяются и совершенствуются. И именно при обучении иностранным языкам особо важным представляется следование к диктанту современно меняющегося мира.
На сегодняшний день социальные сети относятся к наиболее популярным средствам общения, к ним приковано внимание практически всей интернет - аудитории. Вместе с тем, в отечественном образовании считается, что данный ресурс несет в себе не что иное, как развлекательную функцию, в контексте которой нецелесообразна организация учебного процесса. Однако не стоит предвзято относиться к данного рода ресурсу. В связи со стремительно растущими темпами развития Интернета и информационных технологий, в целом, одной из самых перспективных форм обучения ИЯ является обучение с помощью Всемирной сети, в частности социальных сетей.
Итак, социальная сеть (Интернет) - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Наиболее важной составляющей их развития является возможность непосредственного взаимодействия людей. Какие же преимущества дает использование социальных сетей с учебной целью?
1.Общение становится привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
2.Возможность общения в реальном времени не только с учителями, но и между собой; организация подобия конференций, особенно перед сдачей экзамена.
3.Взаимодействие на вертикальном уровне (учитель-ученик) сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большое доверие со стороны учащегося и улучшает процесс усвоения информации. А также позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятия, а значит, и организовывать личностно-ориентированное обучение.
4. При организации процесса обучения с использованием социальных сетей существует возможность размещения обучающего материала и выполнения заданий в различных электронных форматах (текст, графический материал, аудиозаписи, видеозаписи).
5.Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучении грамматических правил.
На основании всего вышесказанного можно прийти к выводу, что современной методике необходимо оптимизировать процесс преподавания иностранных языков в средней школе посредством использования социальных сетей.
Социальные сети обладают, такими дидактическими свойствами, как
-легкость использования;
-доступность;
-эффективность организации информационного пространства;
-мультимедийность;
Социальная сеть может служить интерактивной платформой для реализации методических и педагогических целей при условии обеспечения педагогической поддержки со стороны учителя и готовности со стороны учащихся. Дидактическими принципами обучения иностранному языку посредством социальных, вытекающими из общедидактических принципов и принципов работы с использованием ИКТ будут являться регулярность, проблемность, ориентация на самостоятельную работу, актуализация творческого саморазвития, развитие коммуникативных навыков, побуждения к выражению собственного мнения.
В заключении хотелось бы еще раз заметить, что овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения и использования ресурсов Интернет. В этом смысле просто незаменима виртуальная среда, позволяющая выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Тем самым в преподавании иностранных языков ценность социальных сетей заключается в оптимизации управления процессом совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через работу с иноязычным материалом во внеаудиторное время.
Однако не стоит забывать о том, что Интернет лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. Условиями успешной интеграции использования социальных сетей в уроки иностранного языка являются:
·          определение целесообразности использования социальных сетей в рамках то или иной учебной темы;
·          адекватность выбора форм презентации и активизации учебного материала формам контроля:
·          организация мониторинга, анализа и оценки качества обучения посредствам социальных сетей в Интернет.

Библиографический список

1.Алиева А. Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма // International Scientific Review. 2015. № 3 (4).60 с.
2. Быч Е.И. Использование интернет - ресурсов в обучении аудированию / Е.И. Быч // Juvenis scientia. – 2018 № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://inlnk.ru/q8QO7 (дата обращения: 11.01.2022).
3.Косова И.О. Информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. № 7(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 31-35.
4. Мухаммедова Ф. Р. Роль активных методов в обучении иностранному языку. // Наука, техника и образование. 2015. № 5 (11). С. 148-150. [Электронный ресурс]. URL: http://3minut.ru/images/PDF/2015/11.pdf/ (дата обращения: 15.01.2022)
2022