Актуальные вопросы начального общего образования

Иванько М.В. Викторина для 2 класса, посвященная неделе детской книги «В стране сказок»


Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Цель: обобщить знания детей о сказках.
Задачи: Формировать познавательную активность, умение мыслить и познавать мир.
Развивать внимание, логику мышления, воображение.
Воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, любви к чтению.
Оборудование: высказывания известных людей о книге, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
( Звучит музыка: « В гостях у сказки» слова: Юлий Ким, музыка: Владимир Дашкевич)
2.Актуализация знаний.
Дорогие ребята, гости. Рада приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто любит читать. Хорошая книга - это просто праздник. Сегодня я приглашаю вас на праздник посвящённый Неделе детской книги. Неделя детской книги проводится ежегодно в дни весенних каникул. Впервые «Книжкина неделя» была проведена в 1944 году. Время это было тяжёлым для нашей страны. И, если проведение такого праздника стало возможным в военный год, то и сейчас надо найти возможность обратиться к книге. Книга всегда имела большое значение в жизни людей. Знакомство с книгой начинается в раннем детстве и продолжается в школе.
(дети читают стихи)
Родная школа, светлый класс,
Весёлый круг друзей.
Как много впереди у нас
Счастливых школьных дней!
Все эти дни когда-нибудь
Припомнятся друзьям…
В большую жизнь широкий путь
Открыла книга нам.
Нас манит даль седых морей
И горные хребты.
Пусть в жизни ярче и полней
Сбываются мечты!
Все эти дни когда-нибудь
Припомнятся друзьям…
В большую жизнь широкий путь
откроет книга нам.
Без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
Книга всё тебе расскажет,
с ней беседа не наскучит,
край родной она покажет
и любить тебя научит.
А сейчас мы проведем увлекательную весёлую литературную игру.
Для этого разделимся на две команды. Нужно придумать название команде, связанное с литературой. (Учащиеся делятся на две команды, придумывают название, занимают место за одним из столов.)
Итак, начнём наш конкурс «В стране сказок» и выявим, кто же лучше всех знает и любит сказки.
1 конкурс «Хорошо ли вы знаете сказки»
В этом конкурсе по описанию вы должны узнать героев сказок. Слушаем внимательно и отвечаем.
1. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и её саму, и её бабушку.
(Красная Шапочка Ш. Перро)
2.Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться.
( Кот в сапогах Ш.Перро)
3.Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема – белая шапочка, а в руках саквояж. Но, как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит. (Доктор Айболит. К. Чуковский)
4. Эта девочка много путешествовала – по воде, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала,в норе у одной пожилой серенькой мышки. А прославилась своей добротой и очень маленьким
ростом. ( Дюймовочка Х.Андерсен)
5.Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. (Незнайка Н.Носов)
6.Этот «неизвестный науке зверь» приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился
сначала в телефонной будке. Потом нашёл много друзей. (Чебурашка.Э.Успенский)
2 конкурс «Кто это сказал?»
В этом конкурсе по прочитанному отрывку нужно назвать имя героя, которому принадлежат слова.
Ø «Дело житейское! Спокойствие, только спокойствие!» ( Карлсон. А. Лингренд «Карлсон, который живёт на крыше»)
Ø «Куда идём мы с Пятачком, большой-большой секрет!» (Вини-Пух. А Милн «Вини-Пух и все, все, все.»)
Ø «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!» (Федора, К Чуковский «Федорино горе»)
Ø «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка, А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ø «По щучьему веленью, по моему хотенью!..» ( Емеля, Сказка «По щучьему веленью, по моему хотению»)
Ø «Я, почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!» (Печкин,
Э Успенский «Трое из Простоквашино»)
3 конкурс «Какая это сказка?»
Следующее задание на сообразительность. Скажите, встречались ли вы со словом «ассоциация»? Что оно обозначает? ( отвечают) В нашем случае - это слова, которые вызывают в сознании человека мысль о произведении, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказку по ассоциации со словами.
Ø Дом, волк, поросёнок. ( Три поросёнка)
Ø Крокодил, друзья, день рождения, игрушка. («Чебурашка и крокодил Гена» Э Успенский)
Ø Дед, Жучка, внучка. («Репка» сказка )
Ø Посуда, грязь, Федора, побег. («Федорино горе» К, Чуковский )
Ø Поле чудес, полено, кукольный театр, очаг. («Приключение Буратино» А Толстой)
Ø Балерина, солдат, камин, олово. («Стойкий оловянный солдатик». Андерсен)
4 конкурс «Герои путешественники»
В разных произведениях герои иногда отправляются в путешествие. Вам нужно догадаться, какое средство передвижения они использовали.
Ø На чём путешествовал Незнайка в Солнечный город? ( на воздушном шаре)
Ø На чём путешествовали по белому свету Муфта, Полботинка и Моховая борода? ( на автомобиле)
Ø На чём прибыла на гору Блоксберг маленькая Баба-яга? ( на метле)
Ø На чём передвигался стойкий оловянный солдатик? ( на бумажном кораблике)
5 конкурс «Продолжи сказку»
Все мы любим читать сказки. В них всегда много захватывающих приключений, а конце обязательно добро побеждает зло. Двум участникам дано было домашнее задание, сочинить продолжение сказки. А начало я прочитаю.
Ø Жила-была одна славная девочка. Она очень любила папу и маму. И ещё она любила красивые наряды. Она каждый день говорила: «Купите мне новое платье». И мама с папой покупали ей всё, потому что они очень любили свою дочь. Но вдруг, в один прекрасный день…»
Ø «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Страной правил. Ну, понятно, дело это нелёгкое. Думать надо, решения принимать. А тут напасть приключилась: дракон повадился в гости похаживать…»
6 конкурс «Пантомима»
Все мы, взрослые и дети, любим фантазировать. В своём воображении мы перевоплощаемся в других людей, совершаем героические поступки. Сами являемся и постановщиками.
Скажите, что такое пантомима?
Пантомима - мимическое представление без слов. «Мимическое» - от слова мимика.
По картинке вы догадались, что отрывок будет из книги А Милн «Вини-Пух и все, все, все»
(Подбираются два отрывка из книги. Учитель читает отрывок, подготовленный ученик показываем содержание отрывка без слов при помощи жестов и мимики).
7 конкурс «Мои любимые сказки» Конкурс капитанов.
Капитаны по очереди называют верный ответ.
1.Как звали девочку, прилетевшую из Канзаса в Волшебную страну?
2.Кто автор книги «Приключения Незнайки»?
4. Имя той, у которой «месяц под косой блестит…»
5.Из какого полена папа Карло вырезал Буратино?
6.Как звали домовёнка, который поселился у девочки Наташи?
7. Как звали доктора из Цветочного города?
8. Какой город построил Гудвин?
9.На какие камушки были похожи ядра, которые вынимала белочка из орешков?
10.Какого цвета были волосы у Мальвины?
8 конкурс «Пословицы о книге»
Это задание выполняет вся команда. (Командам выдаётся карточка с пословицами. Соединить начало и конец пословицы)
Хорошая книга- без неё как без рук.
Кто много читает, дорогу пробьёт везде.
С книгой жить, выручит и в беде.
Книга твой друг а в несчастье утешает.
Книга поможет в труде, лучший друг.
Книга подобна вод, тот много знает.
Испокон века книга век не тужить.
Книга в счастье украшает, растит человека
Какие ещё знаете пословицы о чтении, книге?
( учащиеся добавляют)
Викторина наша закончилась. Пока жюри подводит итоги, мы с вами тоже подведём итог нашего занятия.
На доске прочитайте высказывания великих людей о книгах. Как вы их понимаете?
«Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким»
(К Гольдини)
«Книги – это друзья. Бесстрастные, но верные.»
(В Гюго)
«К книгам, в которых живёт дух великих людей, обращаемся мы за советом, развлечением и утешением, в радости, в горе, в богатстве и в бедности.»
(С Смайлс)
Жюри подводит итоги викторины. Награждение.
Чтобы завершить нашу игру, послушаем советы, которые дают нам известные писатели и ваши одноклассники.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. ( С Михалков )
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! (Ю. Энтин)
И напоследок, мне хочется назвать ребят, которые читают больше всех и вручить им грамоты.
(называются фамилии детей, вручаются грамоты)
Литература:
1.Журнал «Начальная школа» №23 2004г
2.И.Г.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» Москва: Новая школа - 1994
2019