Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Визгалова В.В. Нравственное воспитание в системе работы классного руководителя с детьми с ОВЗ

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf



Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года). К тому же, следует отметить, что наша школа является региональным ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию всех участников образовательного процесса. Кто, как не классный руководитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Вот что сказал шведский педагог Карл Грюневальд: «Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека». Мы, учителя-дефектологи, обучаем и воспитываем не простых детей, а детей с ограниченными возможностями. Прежде всего в процессе воспитания и обучения мы уделяем особое внимание их возможностям, их особенностям.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Нарушено нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения. Для многих обучающихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, то есть нарушения эмоционально-волевой сферы. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире. Его представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Дети знают правила морали, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими. Поэтому, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Очень часто у наших детей наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и их условий жизни, в которых воспитывались – плохой пример со стороны родителей.
Семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «худшей стороны». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы.
Ещё одна проблема наших детей с ОВЗ – это стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное). Оно может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
Вот поэтому, роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей.
Каждый педагог постоянно задумывается над такими вопросами: как научить детей жить дружно, учиться лучше, любить Родину и беречь природу, как оградить их от вредных привычек, как вырастить их физически здоровыми и т.д. и т.п.
По моему мнению, главный из этих вопросов – как научить детей жить по-человечески? Как воспитать из детей нравственных людей?
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, обернется большой бедой в будущем.
Как же вызвать у наших особенных детей стремление к духовному развитию, стремление к истине, добру и красоте?
В своей работе я чаще стараюсь убедить обучающихся, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Это методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, личный пример. Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни, конкурсы, игры по этикету, чтение рассказов, просмотр и обсуждение кинофильмов, картин, посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест. Например, провожу такие классные часы и беседы, как «Добро и зло», «Что такое дружба (любовь)?», «Конфликты и пути их решения», «Что такое совесть?», «С кого можно брать пример?» и т.д..
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно беседы с педагогом способствуют самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.
Также перед собой ставлю важнейшую задачу по воспитанию у своих воспитанников нравственных навыков и привычек, формирование у них единства слова и поведения. Это методы формирования нравственного поведения: упражнения, приучение, требование, воспитывающие ситуации. Здесь огромное значение имеет постоянное вовлечение каждого ребёнка в практическую учебную, общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность -- участие в различного рода акциях, субботниках, конкурсах.
Ну и конечно, применяю в своей работе методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, порицание.
Воспитательную работу провожу, как со всем классом, так и с отдельными подростками. Стараюсь придерживаться единых требований к ним. Учитываю их возрастные и психологические особенности.
Критерием нравственного воспитания являются не только реальные поступки детей, но и их побудительные мотивы.
А результат нравственного воспитания проявляется в отношениях детей к своим обязанностям, к самой учебной деятельности, к другим людям.
Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону наших особенных детей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
Список использованных источников и литературы
1.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2.       Перевертайло, В. (игумен) Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике // ПЕДАГОГИКА: науч. -теорет. журн. - 2007. - № 5. - C. 76-84.
3.       Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года.
4.       Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.
5.       ФГОС с ОВЗ.
2019