Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Горбач Л.Б. Конспект открытого урока «Путешествие в страну «Приставки на з/с»

Библиографическое описание:
Горбач Л.Б. Конспект открытого урока «Путешествие в страну «Приставки на з/с» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Цели и задачи

· Познакомить учащихся с условиями написания приставок на з, с; развивать умение выделять приставки, определять условия их написания.

· Формировать исследовательские, творческие и занимательные умения.

· Способствовать установлению дружеских отношений в классе благодаря групповой работе.

Методы и приемы:

· Приемы игровой технологии - дидактическая игра с элементами учебно-ролевой игры.

· Задания исследовательского характера с опорой на занимательный материал.

· Учесть возрастные способности пятиклассников (интересы).

Задана задача игры. Использование активных методов обучения.

Оборудование:

· Алгоритм правописания приставок;

· Опорная схема;

· Карточки;

· Тесты;

· Презентация.

Путешествие в страну «Приставки на з и с» (Название темы определяется по разгадке ребуса и иллюстрации)

К путешествию всегда готовятся. Вот и мы проведем подготовку и вспомним, что такое приставка и что мы знаем о ней. (Фронтальный опрос)

Вывод. Монологический ответ.

1. Верни приставки на место!

Итак, первая остановка в стране, куда мы приехали, называется «архив». В нем хранятся загадочные документы. Нас попросили поработать с одним из них. В нем исчезли все приставки. Восстановите их. (Раздаточный материал на парте. Работают парами)

· Нахождение тропов в тексте.

· Лингвистическая сказка.

· Приставкам посвящают и стихи.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

· Это правило распространяется на приставку с.

Она остается неизменной

Независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной.

Например: Сбежать, сделать, сговориться, свидеться, сжечь.

· Чтобы не ошибиться в правописании приставок на з и с, можно пользоваться алгоритмом.

2. Грамотеи, вперед!

Работа с сигнальными карточками. Буквенный диктант.

Бе…болезненный, в…крикнуть, и…портить

Бе…шумный, ра…жимать, ра…гадать

В…дыхать, в…порхнуть, ра…пилить

Бе…цельный, рас…мотреть, ра…писание

Бе…жалостный, бе…конечный, бе…граничный

Бе…чувственный, ра…гадать, ра…зжимать,

Ра…валить, ра…порядок, бе…конечный

…бить, …дуть, ра…носить,

И…кусать, и…чезать, …дать.

· Выполнить карточку №1.

Обменяться тетрадями и на полях поставить друг другу оценку.

3. Занимательная остановка.

· Отгадай щарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье (колос – голос)

С глухим траву она срезает, со звонким листья объедает. (Коса – коза)

С глухим согласным мы его читаем, со звонким мы в нем обитаем (Том – дом)

С глухим согласным кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий (Шар – жар)

· Творческая работа.

· Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на с и з.

Выделите приставку или корень.

Вход без платы – бесплатный

Пустыня без воды – безводная

Движение без шума – бесшумное

Сбор сведений о противнике – разведка

Время перед восходом солнца – рассвет.

Внезапное чувство страха – испуг.

· Выделите приставку и корень.

4. Пунктуационный разбор.

· Звезды видны, а месяц еще не всходит.

· Остановился Жилин, раздумывает.

· Костылин рассказал, что лошадь под ним стала.

Из какого произведения эти предложения? Назовите автора.

Нам пора возвращаться. Но по условию маршрута каждый из вас должен показать, как он усвоил материал. Решение теста.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что узнали во время путешествия? Чему научились или что закрепили? Как вы себя чувствуете?

Выразите свое настроение светофорами.

Библиографический список

1. БАС. - Словаpь совpеменного pусского литеpатуpного языка: В 17 т. - М. - 1950-1965.

2. Аванесов Р.И., Сидоpов В.Н. Очеpк гpамматики pусского лите-pатуpного языка. - М.: Учпедгиз, 1945. - С. 303.

3. Аванесов Р.И. Русское литеpатуpное пpоизношение. - М.: Наука, 1968. - С. 212.

4. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. -М.: Наука, 1976. - С. 328.

5. Бабалыкина Э.А., Николаева Г.А. Русское словобpазование:Учеб.пособие, - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1985. - С. 184.

6. Бахмутова Е.А. Истоpия пpиставочного обpазования соотносительных по виду глаголов в pусском языке. - М. - 1963.-С. 150.

7. Бондаpко А.В. Гpамматическая категоpия и контекст. - Л.:Наука, 1971. - С. 115.

8. Быкова Л.А. Совpеменный pусский язык. Моpфемика и слово-обpазование. - Хаpьков: Вища школа, 1974. - С. 95.

9. Виногpадов В.В. Русский язык: (Гpамматическое учение о слове): [Учебное пособие для вузов по спец. "Рус.яз. и лит."]. - 3-е изд. исп. - М.: Высшая школа, 1986.- С. 639.

10. Винокуp Г.О. Заметки по pусскому словообpазованию. Избp.тpуды по pус. яз. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 539.
2023