Горбач Л.Б. Конспект открытого урока «Путешествие в страну «Приставки на з/с»
Библиографическое описание: Горбач Л.Б. Конспект открытого урока «Путешествие в страну «Приставки на з/с» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Цели и задачи
· Познакомить учащихся с условиями написания приставок на з, с; развивать умение выделять приставки, определять условия их написания.
· Формировать исследовательские, творческие и занимательные умения.
· Способствовать установлению дружеских отношений в классе благодаря групповой работе.
Методы и приемы:
· Приемы игровой технологии - дидактическая игра с элементами учебно-ролевой игры.
· Задания исследовательского характера с опорой на занимательный материал.
· Учесть возрастные способности пятиклассников (интересы).
Задана задача игры. Использование активных методов обучения.
Оборудование:
· Алгоритм правописания приставок;
· Опорная схема;
· Карточки;
· Тесты;
· Презентация.
Путешествие в страну «Приставки на з и с» (Название темы определяется по разгадке ребуса и иллюстрации)
К путешествию всегда готовятся. Вот и мы проведем подготовку и вспомним, что такое приставка и что мы знаем о ней. (Фронтальный опрос)
Вывод. Монологический ответ.
1. Верни приставки на место!
Итак, первая остановка в стране, куда мы приехали, называется «архив». В нем хранятся загадочные документы. Нас попросили поработать с одним из них. В нем исчезли все приставки. Восстановите их. (Раздаточный материал на парте. Работают парами)
· Нахождение тропов в тексте.
· Лингвистическая сказка.
· Приставкам посвящают и стихи.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
· Это правило распространяется на приставку с.
Она остается неизменной
Независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной.
6. Бахмутова Е.А. Истоpия пpиставочного обpазования соотносительных по виду глаголов в pусском языке. - М. - 1963.-С. 150.
7. Бондаpко А.В. Гpамматическая категоpия и контекст. - Л.:Наука, 1971. - С. 115.
8. Быкова Л.А. Совpеменный pусский язык. Моpфемика и слово-обpазование. - Хаpьков: Вища школа, 1974. - С. 95.
9. Виногpадов В.В. Русский язык: (Гpамматическое учение о слове): [Учебное пособие для вузов по спец. "Рус.яз. и лит."]. - 3-е изд. исп. - М.: Высшая школа, 1986.- С. 639.
10. Винокуp Г.О. Заметки по pусскому словообpазованию. Избp.тpуды по pус. яз. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 539.