НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Логачева З.Л., Нарышкина О.С. Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Логачева З.Л., Нарышкина О.С. Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Для детей данного возраста ведущей деятельностью сюжетно – ролевая игра. Сюжетно–ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, т.е. в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Дидактическая игра - это путь к познавательной деятельности детей. Это разновидность игр с правилами, специально созданных с целью обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время, в игровой форме они воспитывают и развивают их.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей ребенка, так как содержат такие умственные задачи, решение которых и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - это эффективный метод закрепления знаний.

Основным условием дидактической игры являются правила. В хорошо продуманной игре именно правила управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях.

Значение дидактических игр:

1. Познавательное развитие

Дети получают знания, закрепляют, обобщают. В играх расширяется представление об окружающем мире, развивается память, внимание, наблюдательность, дети учатся высказываться, делать умозаключения.

2. Речевое развитие

Играя, дети пополняют и активизируют словарь, формируется и развивается фонематическая сторона речи, развивается связная речь.

3. Социально - коммуникативное развитие

Дети познают взаимоотношение между сверстниками, взрослыми, объектами живой и неживой природы. Формируется умение быть справедливым, дети учатся уступать, сочувствовать.

Цель дидактических игр - развитие умственных способностей. Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. Руководство дидактическими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, развития инициативы детей и др.

Структура дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

При проведении дидактической игры, взрослый является инициатором, организатором данной игры, он должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, и на первых порах принимать в ней непосредственное участие. В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры.

Этапы проведения дидактической игры:

1. Ознакомление с содержанием игры, использованием игрового материала (показать карточки, игрушки, картинки, краткая беседа для уточнения знаний и представлений детей).

2. Чётко объяснить правила игры и её ход. Строго выполнять правила во время игры.

3. Показ игровых действий.

4. Определить роль взрослого в игре (ведущий, играющий, судья, болельщик), во время игры взрослый направляет действия детей наводящими вопросами, напоминаниями.

5. Подведение итогов игры. На этом этапе можно судить об эффективности данной игр, будут ли её использовать дети самостоятельно.

Дидактические игры, как метод обучения, помогают закреплять полученные знания, применять их на практике.

Дидактические игры взаимосвязаны с подвижными играми. У них одинаковая структура. В дидактических, и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр - заинтересованность детей в ходе и результатах игры.

Различия дидактических игр:

- по обучающему содержанию;

- по познавательной деятельности детей;

- по организации детей в игре, их взаимоотношению в ней;

- по участию взрослого в игре;

- по игровым правилам и действиям.

Виды дидактических игр:

1. Настольно - печатные игры (домино, пазлы, лото, разрезные картинки - развивают речь детей, математические способности, логику, внимание, развивают навыки самоконтроля).

2. Игры с предметами (основаны на восприятии детей, удовлетворяют стремление ребёнка действовать с предметами и, в процессе таких игр, знакомиться с ними).

3. Словесные игры (построены на словах и действиях играющих, дети описывают предметы, выделяют главные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходство и различия предметов и явлений).

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение.

Многократно участвуя игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактические игры развивают мышление и речь детей. Пополняется словарь ребёнка, формируется правильная речь, умение правильно выражать свои мысли. Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Таким образом, при правильном руководстве, игра становится школой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Руководя игрой, взрослый воспитывает активное стремление детей что - то узнать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию.

Список литературы

1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000.

2. 8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 1985

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова и др./Под редакцией С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 1985.

4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение, 200 с.
2023