Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в развивающей предметно-пространственной среде ДОО

Библиографическое описание:

Лазуренко Т.С. «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в развивающей предметно-пространственной среде ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это время усердно не учатся сами!

Али Апшерони

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Владение современными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, стараюсь находить, адаптировать в своей работе, наиболее эффективные, современные технологии, помогающие оптимизировать работу с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи.

Актуальность

У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для моих дошколят — это тяжелый труд! Использование в логопедической практике современных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям, методикам и формам коррекционной работы. Современные формы, методы работы позволяют более результативно и эффективно выстраивать коррекционно-образовательный процесс. Помогают детям прожить, наработать собственный опыт в деятельности. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н.Смирнов - «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом».

Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: - «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу. Важно заинтересовать, пригласить к доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий. Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в кабинете привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?

«Говорящая среда» в логопедическом кабинете ДОО

В логопедическом кабинете развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет: коррекционно- образовательную, развивающую, воспитывающую функции. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой детского сада для детей с ТНР развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов для осуществления полноценной коррекционной, самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Большую часть своего времени дети проводят в стенах детского сада. Поэтому стараюсь в своей работе создать благоприятный микроклимат и специальные условия для комфортного пребывания каждого ребенка. Пространство логопедического кабинета наполнено пособиями, игрушками, оборудованием и другими игровым и коррекционным материалами.

Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда». В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л.В.Свирская, Н.Е.Вераксы, О.Шиян, Л.Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю.В.Илюхина, А.Н.Шлемко, А.В.Николаева, Л.Ю.Круглова, И.Е.Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

«Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.

«Говорящая среда» для меня - педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметно-пространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности. Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка». Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила. Это ЗДОРОВО! Об этом и не только хочу поделиться в своём опыте работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по реализации данной технологии.

По каким направлениям работает «Говорящая среда» в моей практической деятельности с детьми?

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО направлению «речевое развитие» отводится первостепенное место в коррекционно-образовательной деятельности.

Речевое развитие включает несколько направлений:

1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;

2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;

3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков, с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;

4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения;

6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.

Насыщение предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды носит как коррекционно-образовательный характер по направлениям формирования и развития всех компонентов речи, так и передачи социального опыта детям.

«Говорящая среда» разговаривает с детьми: о теме дня, недели, событии дня и служит помощником в решении педагогических задач перспективного, календарно-тематического плана основной Программы и календарного плана Программы воспитания ДОО.

Зачем нужно знать о субъектности у детей в «Говорящей среде»?

Соглашусь с высказыванием Ольги Шиян, что: «Дошкольник – это целостное существо; если ему плохо, он не будет учиться. Если ребенок научиться самоопределяться и ставить себе задачи, это поможет ему потом в учебной деятельности, где есть планирование и оценка себя. И все это формируется в дошкольном возрасте не в учебе, а в других занятиях…».

Понятие «Субъектность» выражается как: авторство, инициатива, творчество, действие по собственному замыслу, самостоятельность, преодоление трудностей и доведение до окончательного результата.

В нашей совместной деятельности нам помогают субъектные приемы, без которых не будет функционировать в полном объеме технология «Говорящая среда», они выражаются в возможности:

- высказываться, т.е. формулировать каждому ребенку свою мысль, например высказывать идеи, предложения по теме и не только…;

- визуальная поддержка выступает в форме совместного плана – это своего рода помощник и напоминание каждому ребенку о его идее;

-интерактивное пространство - это пространство, где ребенок выбирает себе место поработать, создать своё авторство или выполнить задание по схеме, карточке-подсказке;

- «следы детской деятельности» – они выражаются в «подписывании» и «датировании» детских работ, оформлении атрибутов и пособий, рисунков, работа в тетрадях, на карточках с заданиями, «Азбука темы», «Задание дня», детские соцопросы, ключевые слова;

- выбор места для трансляции своего продукта деятельности– лески с прищепками на стене, ленточки с зажимами, боковые стенки шкафов, мольберты, растяжки из ниток;

- не менее важным приемом в субъектном взаимодействии является умение правильно задавать вопросы: «Что ты думаешь по этому вопросу?», «Какое твоё мнение?», «Как ты можешь повлиять на ситуацию?», «Что ты чувствуешь?», «Что ты хочешь изменить? и другие. Но ответы могут быть разными: удобными- «Отлично!», «Здорово!» и такими, что нет возможности реализовать цель - «Мы сейчас не можем это сделать, подумай почему?», «Сейчас ты сам (а) поймешь, почему не получится?». Для меня главная в этом особенность состоит, в том, чтобы правильно реагировать на такие вопросы и сформулировать ответы, не оттолкнув ребенка от цели. Поэтому мы учимся вместе!

Так вовлекая ребенка в деятельность, заряжая его своей поддержкой, зарождается и развивается субъектная позиция. Эти качества создают благоприятные условия для стимулирования внутренних проявлений личности. Такие условия нам сегодня диктует ЖИЗНЬ!

Важные, нужные слова-подсказки от «Говорящего» дома в нашей «Говорящей среде» (автор Ю.В.Илюхина)

Формирование субъектности у детей мне так же помогают значимые, важные слова-подсказки от Ю.В.Илюхиной (доцент кафедры ГБОУ ИРО Краснодарского края), создателя методического пособия «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада (Краснодар, 2022г.) и многих других методических пособий.

-Ты здесь очень важен! (свои авторские рисунки дети подписывают, ставят дату создания работы);

- Твой труд ценен! (все продукты деятельности детей хранятся в портфолио. В любое время, по желанию ребенка, можно забрать домой или подарить кому-либо);

-Твоё мнение много значит! (мы используем в работе соцопросы, где каждый ребенок может оставить свой голос, выражая свою индивидуальность);

-Мы гордимся твоими достижениями (в нашей логопедической группе создано совместно с воспитателями «Дерево достижений», где каждый ребенок и его родители могут увидеть свои личные достижения (научился «рычать», «жужжать», правильно карандаш держать, правильно работать с дыханием и другие);

-Здесь много интересного для тебя! (стараемся приобрести необходимое оборудование, мебель, развивающие игры, но немаловажное значение имеют самодельные игры, сделанные руками детей);

-Попробуй это! Тебе понравится! (сделали линейку-выбора по основным направлениям логопедической работы, мини-центры: «Познавай-ка», «Весёлый язычок», «Умелые пальчики», «Говоришь-ка». Ребенок, если нет желания или потерял интерес к занятию имеет возможность получить индивидуальное задание, выбрав центр и обозначив своё имя на линейке. Так он тоже является участником нашей совместной работы);

-Ты точно справишься! (в мини-центре по работе с конструкторами разного формата имеются схемы-подсказки, как выполнить задание; карточки-задания, где тоже имеется образец для выполнения);

Работа современных методов и приёмов в нашей «Говорящей среде»

При выстраивании детско-взрослого взаимодействия использую в «Говорящей среде» важный инструмент - «голос ребенка», нацеленный на развитие детской инициативы. Данный метод был заимствован из Программы «Вдохновение» и на практике реализован многими педагогами. Опыт многих коллег показал эффективность и универсальность метода в работе с детьми. Как же мы с детьми видим и реализуем данный метод и приёмы?

В ФГОС ДО одной из задач по речевому развитию стоит формирование предпосылок речевой грамотности, через звуковой аналитико-синтетической активности. Ранее уже говорилось, что у нас проводится совместное планирование деятельности, развиваем умение передавать свои идеи в рисунках, воплощаем свой замысел. Коррекционно-образовательный процесс выстраиваю так, чтобы каждый ребенок мог понять, почувствовать, что его голос слышат и уважают. Поэтому для того, чтобы дети окружали себя своими же продуктами деятельности, что является свидетельством состоятельности, необходима всего лишь обычная бумага для достижения цели! Отличный наработанный навык – это «подписывание» своих работ, т.е. выражение своего авторства. Кроме это доказательством являются наши совместные фотографии, видео совместной деятельности, которые находятся в нашей группе «Фотоальбом «Лучики»». Видеообзоры конвертируются в форматы видео МP4 и доводятся также для ознакомления родителям воспитанников.

Важность современного метода заключается в том, что ребенок может оценивать себя и свои достижения. Так работы «разговаривают» с ребенком и каждому необходимо видеть свой результат здесь и сейчас, а не убрать его далеко от глаз. Он сделал это сам! Каждая работа заслуживает почетного места!

Кроме этого, наряду с решением традиционным способом речевых задач, познанием об окружающем мире, использую интеграционные связи в своём коррекционно-образовательном процессе. Так появилась ещё одна возможность развивать инициативу и самостоятельность у детей. Кроме взрослой цели, стали появляться детские цели, на основе детских идей и предложений.

Интеграция- педагогический метод, направленный на объединение и дополнение знаний из разных образовательных областей, позволяющий добиться целостного восприятия поставленной цели. Появилась возможность решать сразу несколько задач сразу из разных областей развития, а дети имеют возможность сразу осваивать содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для самостоятельной и игровой деятельности.

Современные приёмы «Говорящей среды» в коррекционно-образовательном процессе:

«Визуальные карточки»- «Имена детей», «Месяцы», «Дни недели», «Дата», подписали название игр, содержимого в контейнерах, коробках.

«Ключевые слова» по лексической теме – сами «печатают» и развешивают по кабинету. Дети могут найти и обвести в них знакомые буквы. Найти «гласные-согласные» и сделать звуко-буквенный анализ, определить сколько звуков в слове. Придумать предложение с данным словом или поделить на слоги. Выбор есть всегда!

«Азбука темы» по лексической теме – это ещё одно подспорье для предпосылок формирования и развития грамотности у моих детей. Это лист бумаги, где вертикально располагается весь алфавит. Дети «печатают» слова на определенную букву. Формируется вертикальное письмо, что является развитием и подготовкой руки к письму в школе. Также происходит запоминание элементов букв, их начертание, звуковая сторона и знакомство с разными словами (существительными, прилагательными, наречиями, глаголами). Так может быть, что слов на оду букву окажется больше, а на некоторые буквы совсем не придумали… И так бывает!

«Соцопросы»- ещё один приём в нашей работе. Основывается он на высказывании индивидуальных знаний по определенному вопросу. Детям предлагается лист бумаги, с таблицей, из нескольких граф. Ставят ответ напротив своего имени, в форме «+» или «-», а может и так быть, что это будет какая-то фигура. Желание ребёнка всегда приветствуется! Данный приём очень хорошо способствует ориентировке в пространстве. Результаты соцопроса подсчитываются вместе с детьми и оглашаются. Зачем мы это делаем? Потому что хотим услышать мнение каждого! А ещё узнать индивидуальность и одновременно кругозор ребенка. В конце недели также убираем и используем новые по лексической теме.

«Задание дня»- на листе бумаги даётся задание на день. Например, найти в слове «гласные-согласные» звуки, «сколько звуков в слове- посчитай и запиши цифрой», «подели слова на слоги», «придумай предложение» и другие.

Таким образом, считаю, что роль педагога заключается не только, чтобы создать разнообразную среду, а обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний.

Выводы по педагогическому опыту «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) в развивающей предметно-пространственной среде ДОО

Вот и подошло время подводить итоги вышесказанному. Считаю современный формат использования современных технологий, методов и приёмов способствуют созданию «Говорящей среды» в развивающей предметно-пространственной среде ДОО. В моей логопедической работе позволяют мне взаимодействовать со всеми участниками коррекционно-образовательной работы в ДОО: «логопед-дети-воспитатели-родители». Подбирать и вносить в коррекционно-образовательный процесс новизну, позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами. Это во многом позволяет наладить положительные коммуникативные связи. Родителям «Говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду. Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. А также помогает эффективно планировать взаимодействие с воспитателями в работе с детьми.

В моей педагогической находке «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) в развивающей предметно-пространственной среде ДОО и определяется сущность моего педагогического развития, значимость в самообразовании!

Список используемой литературы и Интернет-источников:

1.Онлайн-курс Ю.Илюхиной «Новый взгляд на РППС детского сада» -https://pro-detcad.ru/course_rpps;

2.«Говорящая среда» в детском саду и как она влияет на воспитание детей – прямой эфир с Ю.Илюхиной на площадке «Инновации детям» -https://www.youtube.com/watch?v=FAiQZ8YBXlo&feature=emb_logo;

3.Авторская книга Ю.Илюхиной «Секреты интересного занятия», Краснодар, 2018г.;

4. Авторское пособие «Говорящий дом», Ю.Илюхина, Краснодар, 2022г.;
2023