НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прыткова Е.В. Занимательный математический материал как средство развития познавательных способностей дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Одним из базовых понятий, на котором основывается система развития дошкольника, выступает понятие способностей. Развитие способностей даёт ребёнку возможность уже в раннем возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок может овладеть в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные знаки и символы, носящие образный характер (такие как схемы, планы, наглядные модели и т.п.). Развитие способностей ребёнка дошкольного возраста, представляются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Способности, в отличие от знаний, умений и навыков, носят непреходяий характер на протяжении всей жизни. При этом можно выделить особые периоды, в которые развитие определённых видов способностей происходит наиболее успешно. Познавательные способности необходимы ребёнку дошкольного возраста прежде всего для решения различных задач, т.к. познавательные способности связаны с мышлением, а в свою очередь, мышление подразумевает решение какой-либо задачи. А что это означает? Прежде всего необходимость соотнести цель задачи с её условиями. Если перед ребёнком стоит цель: создать постройку, имеет место задача проанализировать, какие детали взять. Ежели он просто играет в кубики, то мы не можем говорить ни о каком развитии познавательных способностей. Естественно, что всё новое ребёнок в дошкольном образовательном учреждении познаёт вместе с педагогом. Педагог принимает участие в организации деятельности детей, в процессе которой он передаёт знания и опыт в доступных дошкольнику формах обучения. Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребёнка. С другой стороны, игровая деятельность и игровые приёмы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Однако важно учесть, что для ребёнка-дошкольника основной путь развития — это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основой в образовании ребёнка дошкольного возраста является организация его собственного опыта. А занимательный математический материал, как ничто иное помогает детям накапливать собственный опыт в процессе формирования элементарных математических представлений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большую заинтересованность. Дети могут, не отвлекаясь, долгое время упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Во время таких занятий формируются познавательные, сенсорные и творческие способности ребёнка, и те качества личности ребёнка, которые нужны на протяжении всей жизни в целом и для подготовки дошкольника к школе: самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения и навыки.
Занимательный материал рассматривается и как одно из средств, которое обеспечивает целесообразную взаимосвязь работы воспитателя в процессе образовательной деятельности и вне её. Такой материал можно включать в основную часть непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или использовать его в конце НОД, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, математические головоломки разумно использовать при закреплении представлений о геометрических фигурах и формах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместно использовать в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В старших группах оправдывает себя использование несложных математических задач в качестве "умственной гимнастики".
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Такая работа способствует активизации мыслительной деятельности ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы он сфере потом не трудился.
Таким образом, процесс развития познавательных способностей дошкольника (сенсорных, интеллектуальных, творческих) имеет определённую логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием ребёнка видеть определённый этап его развития, а воспитателю даёт возможность подходить к образовательной деятельности осознанно, творчески, внося в неё новые, придуманные им самим элементы.

Библиографический список

      1.          Доман Г, Доман Д. Как обучить ребёнка математике. Москва, "Аквариум", 1999г. 318с.
      2.          Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль, "Академия развития", 2001г. 256с.
      3.          Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: математика. Ярославль, "Академия развития", 2000г. 237с.
      4.          Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение,1985. 96с.
      5.          Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Москва, "Просвещение", 1993г. 95с.
      6.          Савичев В.Н. Математика весёлая в картинках и стихах. "Ярославский полиграфкомбинат", 1998г. 72с.
2019