Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Книжник М.Е. Польза пластилинографии

Библиографическое описание:

Книжник М.Е. Польза пластилинографии // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Одним из средств, способствующих и творческому и сенсомоторному развитию детей, является работа с пластилином. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой восстанавливают внутренний баланс организма и душевного равновесия, оказывают определенное психотерапевтическое воздействие на детей. Такие занятия способствуют развитию творчества, чувства гармонии цвета и формы, эстетических чувств. Развитие художественного творчества является неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в различных ситуациях.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности «Лепота» – основной идей которой является рисования картин пластилином – плстилинография.

Пластилинография – это один из жанров изобразительной деятельности, который появился не так давно. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом.

Целью данного кружка является развитие художественно-творческих способностей у детей через нетрадиционную работу с пластилином – пластилинографию.

В работе с детьми я применяю разнообразные методы и приёмы художественно-эстетического развития, которые имеют развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и творческой активности.

Наглядные методы – оживляют процесс обучения, способствуют побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики. Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление.

Практические методы - нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких — либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Словесные методы - позволяют передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Все три основных метода (словесный, наглядный и практический) применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к самостоятельному поиску детьми способов художественной выразительности.

Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином:

1.Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

2.Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.

3.Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиков пальцев.

4.Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание и размазывание,

которые, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности.

В качестве тем для занятий пластилинографией я часто выбираю сюжеты сказок и мультфильмов, а также эмоциональный рассказ, поэзию, музыку, что способствует развитию воображения детей и делает занятия интересными и яркими.

Анализ детских работ и наблюдения за детьми на занятиях пластилинографией в младшей группе показали, что к концу учебного года, дети овладели определенными техническими навыками при работе из пластилина. Движения рук ребят стали более точными, ловкими.

Помимо работы с детьми, ведется также работа с родителями и воспитателями. Для родителей были подготовлены консультации «Лепка для малышей», «Как правильно выбрать пластилин», «Пластилинография – это интересно» и др. После каждого занятия для родителей проводится выставка работ - мини галерея, где все родители могут увидеть результат работы не только своего ребенка.

Воспитателей приглашаю на мастер-классы, где они по достоинству могут оценить необычность, увлекательность и пользу занятий пластилинографией.

Таким образом, можно сделать вывод, что пластилинография - как одна из нетрадиционных техник изобразительной деятельности очень актуальна на сегодняшний день. Она охватывает всевозможный спектр разнообразных методов и приемов, позволяющих сформировать творчество ребенка, ведь лепка - один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Данная форма работы нетрадиционной техники с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить кругозор, развить художественный вкус, закрепить знания по цветовосприятию, сформировали умение хорошо ориентироваться на листе бумаги.

Наблюдая положительную динамику в освоении техники пластилинографии, мною была поставлена цель – обобщить, систематизировать и дополнить цикл занятий по пластилинографии для всех возрастных групп детского сада.

Библиографический список1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.:ТЦ Сфера,2009.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

3. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

4. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина - Д.:Феникс, 2008.

5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2010.

6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей – М.:Мозаика – Синтез,2006.
2023