Актуальные вопросы дошкольного образования

Камынина В.Д., Шевченко Г.В., Железнякова Т.М. Педагогика в театральной жизни детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Камынина В.Д., Шевченко Г.В., Железнякова Т.М. Педагогика в театральной жизни детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования театральной педагогики в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, театральная педагогика.

Современная система российского образования базируется на принципах Закона «Об образовании», где чётко прописан гуманистический характер и приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому, главная задача любой образовательной организации - следовать этим принципам и создавать условия для реализации духовного, гуманистического потенциала каждого участника образовательного процесса, а также обеспечивать сотрудничество во всех его субъектов. [3, c. 15]

С 1 сентября 2014 года в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, в котором чётко указаны основные принципы направленные на личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение к личности ребёнка. В связи с этим были разработаны пять основных направлений дошкольного образования. Одним из этих направлений является художественно-эстетическое развитие, включающая в себя театрализованную деятельность. [4, c. 47]

Связано это с особенностями развития детей дошкольного возраста и прежде всего с тем, что для данного возрастного периода характерными являются ролевые игры. Данные игры дают возможность ребёнку одновременно выступить в нескольких ролях - в роли режиссёра, актёра музыканта, костюмера. Каждый ребёнок, при одних и тех же условиях, проигрывает свой сценарий, который базируется исключительно на личном опыте полученным в процессе общения с взрослыми.

В связи с этим очень важно понимать, что такого рода игры дают больше возможности педагогам, родителям и не только для раскрытия творческого потенциала ребенка, но и для создания успешных условий для реализации личности маленького человека. Поэтому театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), помогает педагогам грамотно формировать общий уровень культуры своих воспитанников, правильную модель социального поведения, знакомит детей с отечественной и мировой классической литературой, музыкой, изобразительным искусством. Таким образом, общество получает гармонично развитую личность, которая активно реализует, имеющиеся у неё потенциал на благо людей.

Рассматривая театрализованную деятельность разных сторон, необходимо учитывать её благотворное влияние на все стороны личности ребёнка. В том числе на его раскрепощение и самовыражение, на развитие всех психических процессов (мышления, памяти, внимания и т.д.). Театральные постановки дают возможность получить чувство радости от выполняемых действий и создают оптимальные условия для развития творческого потенциала дошкольника.

Современная научно-психологическая школа базируется на «зоне ближайшего развития» ребёнка, которая была выделена Л.С. Выготским сто лет назад и остаётся базовой в процессе развития личности. Д.Б. Эльконин рассматривает сюжетно-ролевую игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, которая определяет развитие всех сторон личности ребёнка.

Театр как один из видов искусства, наиболее близок к детям по эмоциональности, воздействию художественного образа на личность ребёнка, он тесным образом связаны с сюжетно-ролевой игрой, поэтому так близок и понятен ребёнку. Е.В. Мигунова утверждает, что данный вид искусства помогает решать ряд вопросов, стоящих в процессе воспитания детей дошкольного возраста, которые тесным образом связаны с художественным воспитанием и образованием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств воспитания. [1, c. 112]

Одним из доступных видов театрального искусства для детей дошкольного возраста является кукольный пальчиковый театр. Особенностью данного театра является то, что он занимает достаточно мало места, может быть изготовлен как самостоятельно, так и фабричным способом. Использовать пальчиковый театр, возможно, с раннего дошкольного возраста, так как он способствует развитию у детей фантазии, активизации работы всех отделов головного мозга, развитие творческого потенциала и так далее. Кроме пальчиков театра возможно использование и кукол, которые надеваются на руки, а также постановка спектакля в живом драматическом плане.

Чем старше ребёнок становится, тем сложнее, насыщенные и более эмоционально-окрашенными становятся и театрализованные постановки, в которых он принимает участие. Возрастает и эмоциональный «накал» спектаклей, что даёт возможность маленькому актёру реализовывать свои творческие возможности перед зрителями на сцене.

Использование методов театральной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста должно опираться на ряд возрастных особенностей детей данной возрастной категории. Прежде всего, необходимо в доступной и понятной для детей в форме о знакомить их с литературными произведениями. Для этого наиболее подходящими являются произведения народного фольклора (сказки, потешки, песни и др.), которые не только знакомят ребёнка с народной культурой, традициями, обрядами, но и формируются в нём такие процессы, как становление и дальнейшее развитие национально-культурного архетипа.

Чем старший ребёнок становится, тем больше расширяются и диапазон произведений доступных для театральных постановок. Здесь уже можно говорить не только о народных, но и об авторских произведениях, которые учитывают возрастные особенности того или иного детского коллектива.

Рассматривая театрализованную деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать и роль педагога (режиссёра) в данном процессе. Воспитатель ДОУ должен обладать рядом качеств, среди которых на первом месте стоят такие как артистизм, хорошая дикция, высокий уровень культуры, организаторские способности и другие, дающие возможности для творческой работы с детским коллективом. При наличии этих и других качеств может идти речь о творческом процессе в детской образовательной организации.

Библиографический список

1. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебное методическое пособие; Нов ГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006, 126 с.

2. Федеральный закон «Об образовании российской федерации».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2023-12-12 14:35 2023