Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шишкова И.И. Здоровьесбережение в образовательном процессе

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи:
1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
2. Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
3. Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний
В своей работе внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические паузы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке. Часто на уроке применяется игровая технология. Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является «Технология уровневой дифференциации обучения». Построение уроков с учетом
индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использования трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своѐ стремление быстрее продвигаться вперѐд и вглубь, слабые – меньше ощущают своѐ отставание от сильных. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, динамические паузы, музыкальную паузу.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проведение физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами само массажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Обязательное внимание уделяю воздушному режиму в классной комнате. В процессе обучения использую современные
информационные технологии. Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Нехворайка», материалы постоянно обновляются. Отдельное внимание отвожу гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия.
Со своими учениками выполняем коллективные и индивидуальные проекты по исследованию здоровья учащихся, подбираю и пропагандирую материал, во время уроков и занятий внеурочной деятельности, по пропаганде здорового образа жизни. Провожу консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков.
Я считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Ученики класса принимают активное участие в проведении школьных спартакиадах, весёлых стартах. Во внеурочной деятельности «Подвижные игры» ребята в любую погоду выходят на улицу.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
2020