Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи: 1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; 2. Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни; 3. Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний В своей работе внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические паузы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке. Часто на уроке применяется игровая технология. Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является «Технология уровневой дифференциации обучения». Построение уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использования трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своѐ стремление быстрее продвигаться вперѐд и вглубь, слабые – меньше ощущают своѐ отставание от сильных. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, динамические паузы, музыкальную паузу. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проведение физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами само массажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Обязательное внимание уделяю воздушному режиму в классной комнате. В процессе обучения использую современные информационные технологии. Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Нехворайка», материалы постоянно обновляются. Отдельное внимание отвожу гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия. Со своими учениками выполняем коллективные и индивидуальные проекты по исследованию здоровья учащихся, подбираю и пропагандирую материал, во время уроков и занятий внеурочной деятельности, по пропаганде здорового образа жизни. Провожу консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков. Я считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Ученики класса принимают активное участие в проведении школьных спартакиадах, весёлых стартах. Во внеурочной деятельности «Подвижные игры» ребята в любую погоду выходят на улицу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах; Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; Сохранению и укреплению физического здоровья детей. Внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.