Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
Следует отметить, что деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно, и тоже время предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Данная деятельность, отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможностью свободного размещения, перемещения и общения дошкольников в процессе образовательной деятельности).
Наиболее подходящая форма это - творческая мастерская.
Почему все-таки творческая мастерская?
Потому что: сближение с родителями воспитанников,
сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка,
Творческая мастерская как раз и дает такую возможность.
творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Педагоги, в свою очередь, показывают возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться с взрослыми и сверстниками, достижения или трудности, имеющиеся у конкретного ребенка, пути их исправления.
Задача взрослых построить отношения с родителями конструктивным образом, оказывать им поддержку и помощь.
Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт, но и улучшить детско-родительские отношения, на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным мостиком от детей к родителям, от родителей к детям, от педагогов к родителям и детям где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Например, центральное место в «мастерской» занимает общий стол, за которым дети располагаются по желанию, свободно общаются друг с другом. Потеряв интерес к общему делу, ребенок волен встать и заняться тем, что ему интересно. Поведение мам или бабушек (а на таких встречах в большинстве случаев присутствуют именно они) предсказуемо: «Сядь и доделай!».
Для родителей важно объяснить, что главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. И если мама продолжает заниматься общим делом, она может привлечь внимание ребенка на следующих этапах: «Смотри, как замечательно получается! Хочешь – закончим поделку вместе?» и т.д.
Такие встречи помогают взрослым понять, что дети имеют право работать в своем темпе. Если ребенок один, его часто подгоняют: «Что ты медлишь? Закрашивай (наклеивай, вырезай, лепи, рисуй) быстрее!». Когда он трудится и творит в кругу ровесников, темп совсем иной. И порой медлительность становится импульсом для творчества. К тому же работа в медленном темпе дает шанс, научится планировать: это я сделаю сейчас, а это – завтра.
В ходе совместной деятельности «Вечерних мастерских» создается игровая ситуация, в которой дошкольникам и их родителям предлагается в игровой форме освоить разные техники создания поделок, картин, книг.
Изучая предложенную тему, дети с родителями обмениваются информацией о технологии создания того или иного продукта, обогащают активный словарь в ходе игр. Родители наблюдают за деятельностью детей и участвуют в ней, получая представление о многообразии дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.
Доброжелательная атмосфера семейного вечера вызывает неповторимые эмоции от совместного творчества, во время которого органично и незаметно решается целый комплекс задач:
1. Образовательных:
- развитие у детей представления о характерных особенностях животных, настроения людей, семьи;
- обогащение активного словаря словами тематических групп в соответствии с темами «Животные», «Семья», «Сказки» развитие грамматического строя речи;
- ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного;
- формирование умений в творческой деятельности;
- обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через совместную деятельность.
2. Развивающих:
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, а также произвольности внимания и деятельности;
- развитие коммуникативных умений, навыков партнерской деятельности с взрослыми;
- развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению;
3. Воспитательных:
- воспитание чувства товарищества и желания прийти на помощь;
- формирование мотивации к совместной деятельности;
- воспитание любви к миру природы, семьи и рукотворному миру;
- формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;
- сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
4. Здоровьесберегающих:
- создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых, атмосферы радости и добра, создание чувства группового единства;
- развитие общей и мелкой моторики.
Кроме того, в данной совместной деятельности реализуются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Для успешного выполнения оздоровительных и воспитательных задач в деятельность включены композиционные приемы здоровьесберегающих технологий.
В творческих мастерских были использованы разные формы. Готовые работы: книги, картины, поделки, рисунки «живут» в группе, украшают холлы. Книги получили большой интерес среди детей, родителей, педагогов. Ведь их можно полистать, взять домой и рассказать в семье как, кто провел лето, у кого какая любимая игрушка, каким спортом занимается семья друга и т.д. Книги использовались детьми, родителями и педагогами других групп.
Через использование книги выполняется важные речевые задачи:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Пусть это творчество родителей, но ведь главный герой всего этого ребенок. Все для него и ради него!
Таким образом, система совместной работы с детьми и родителями, созданная мною в тесном содружестве с моими коллегами и родителями в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. Она позволит нам решать успешно вопросы оздоровления детей, ведь «самое большое в жизни достояние человека – это здоровье и разум» (из заповедей Будды).
Библиографический список:
1.Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
2. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.