НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ширко Г.Л. Предметно-развивающая среда группы как пространство социализации развития ребенка- дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."
Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен - все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д.
В группе этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:
Открытости;
Гибкого зонирования;
Стабильности - динамичности;
Полифункциональности;
Гендерный подход.
Обогащение воспитательно - образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группе целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Все компоненты предметно - развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир группы включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Организуя предметно - развивающую среду я учитываю принцип личностно - ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно - игровая среда в нашей группе отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в группе условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно - игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытнической работой. Я создала атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараюсь сделать пребывание детей в группе радостным.
При организации предметно - пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому, мы, воспитатели в свободное время рисуем, шьем, вяжем, придумываем интересные игры, нестандартное оборудование для группы.
Помня о том, что статус нашей группы, её имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого - педагогическое просвещение родителей ведем дифференцированно, используя разные формы работы. Одна из них - информация на стендах.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в нашей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому среда в нашей группе выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления.
Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Эффективным методом считаю метод наглядного моделирования. А средствами – игры с моделями, схемами и символам. Применяя символы, дети учатся выделять, видеть главное, систематизировать полученные знания, делать выводы.
Дидактические игры в большинстве своем составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Рассмотрим на конкретных примерах использование средств наглядного моделирования. Мы используем – лэпбуки.
Для обогащения словарного запаса прилагательных необходимо умение выделять существенные признаки предмета. Поэтому используются сенсорно - графические схемы исследования. В играх дети описывают предмет, подбирая точные слова - признаки.
Игры с применением сенсорно - графических схем и картинно - графического плана, мнемотаблиц так же способствуют формированию связной речи.
Умение составлять описательный рассказ для формирования диалогической и монологической речи можно развивать в играх с помощью нашей доски «Времена года». Составлять сюжетный рассказ можно развивать в игре, детям раздаем карточки – символические фрагменты картины. Составляя рассказ, ребенок комбинирует свои знания и изображенные действия.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе своего опыта, различных событий, фантазирования. Основным условием развития сюжета является наличие у ребенка личного опыта в поисково - исследовательской деятельности, интереса к теме.
Особым правом участия в жизни группы, как я уже говорила выше, пользуются родители. Родители – это партнеры. Они принимают активное участие в жизни группы. Созданы условия для формирования доверительных отношений с родителями в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий. Данная работа сближает участников образовательного процесса, помогает создать эмоциональный комфорт и взаимопонимание. В своей работе активно использую инновационные формы и методы работы с семьей:
- "круглый стол" по любой теме
- тематические выставки
- тесты, опросы, анкеты на любые темы
- консультации специалистов
- семейные спортивные встречи
- конкурс семейных талантов
- портфолио семейного успеха
- «День открытых дверей»
Открытость своего Я собственного мира. В группе представляются фотоотчеты мероприятий детей и взрослых.
Т.о., созданная в группе предметно - развивающая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
Моя задача состоит в умении моделировать предметно - пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт социализации ребенка. Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас.
Также не стоит забывать, что дети проводят большую часть дня в своей группе, поэтому в здесь я стремлюсь сделать так, чтобы день, прожитый ребенком, не был однообразным, скучным, неинтересным. Каждый день мир ребенка наполнен красками, звуками, впечатлениями. И совсем необязательно, чтобы это был ежедневный праздник. Это могут быть обыденные вещи, в которых откроется ребенку необычное. Благодаря этому предметно – пространственная среда, в которой живет ребенок, перестала быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она стала – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся.
Закончить свой доклад хочу словами Роберта Кийосаки: «Наше будущее создается тем, что мы делаем сегодня».
2018