Библиографическое описание:
Емельянова М.В. Мастерство педагога избавляет обучающихся от страха перед царицей наук // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Педагогическое мастерство – это наивысший уровень педагогической деятельности, проявляется оно в учительском творчестве и постоянном совершенствовании воспитания, обучения, развития учеников.
Что же помогает педагогу повести обучающихся за собой?
· Преподаватель математики в учебном заведении должен обладать
артистизмом. Без него студенты не смогут подняться на желаемую «духовную высоту».
· Обязательно нужна эрудиция. Сам педагог должен постоянно
самосовершенствоваться, искать новое в преподавании предмета, быть любознательным и уметь передать свои знания студентам так, чтобы была достигнута с ними обратная связь. В любую минуту педагог должен уметь быстро извлекать нужную информацию, отвечать на все вопросы студентов, «держать руку на пульсе нового в предмете».
· Немаловажную роль играет и обаяние педагога. Преподаватель должен
уметь овладевать вниманием студентов, чувствовать их, побуждать к поиску нового, преображать и сопереживать вместе со своими обучающимися.
· Создать настроение к излагаемому материалу помогают мимика, жесты,
голос преподавателя. Это даёт отклик у студентов, заставляет их включаться и в рабочий процесс урока, и в творческую работу. Быть виртуозом в своей профессии – это и есть мастерство педагога, которое избавляет от страха перед царицей наук.
Многие думают, что понимать математику – это талант и для этого нужно родиться с определенным складом ума. В идеале современное и прогрессивное образование должно доносить до людей простую истину: математика – для всех. Не секрет, что многие научные области, например, физика, биология, информатика, статистика и т.д., используют методы математики для решения предметных и прикладных задач.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К. Д. Ушинский. Умение заинтересовать математикой - дело непростое, и в этом смысле проявляется личное мастерство педагога.
Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают воспитывать интерес учащихся к математике.
1. Показывать связь изучаемых тем математики и реальной жизни – банальный совет, которым лучше пользоваться при любом удобном случае. Эта наука отчетливее других связана с реальной жизнью, где люди путешествуют, берут кредиты, инвестируют, наблюдают за статистикой, ведут бизнес, программируют. Тем более, что математическая грамотность (или умение пользоваться математикой в жизни) – один из критериев, который проверяется в исследовании «Оценка по модели PISA».
2. Важно сформировать жизненный опыт, который поможет будущему взрослому не растеряться, когда придется оплачивать электричество или рассчитывать стоимость доставки мебели на второй этаж загородного дома. Иными словами, применять математику в жизни.
Еще один позитивный эффект таких заданий: обучающиеся, выполняя их, чувствуют себя взрослыми и ответственными. Самостоятельность в подростковом возрасте – особый вид удовольствия, который, к тому же, поднимает уровень интереса к математике.
3. На уроках следует использовать экскурсы в историю развития математики. Это могут быть короткие рассказы самого учителя, а может быть защита рефератов учащегося по данным вопросам. Сведения из истории математики повышают интерес ребят к ее изучению. Ребята узнают пути формирования основных математических идей и методов, наблюдают взаимосвязь научного познания и практической деятельности человечества.
4. Для того, чтобы помочь обучающимся полюбить математику, важно использовать игровые методы, какого возраста бы ни были дети. Игра - спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. Эйнштейн говорил, что «игра — высшая форма познания». В процессе игры у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Назначение деловой игры - сделать учебный процесс одновременно и значимым, и привлекательным.
5. Нынешнее поколение обожает гаджеты. Поэтому практически любое задание, которое нужно выполнить онлайн, априори интереснее того, которое нужно записать в тетради. Да и информация с экрана современными детьми воспринимается лучше. Поэтому надо обращаться к онлайн-ресурсам.
6. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно - воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу.
Одна из причин плохой успеваемости по предмету и страху к математике - отсутствие интереса к предмету. Вызвать этот интерес, увлечь обучающихся можно используя различные формы работы, в том числе, рассмотренные выше.
Таким образом, можно отметить, что педагог способен достигнуть многого, если у него есть желание развиваться, потенциал и возможность учиться новому, стремиться соответствовать профессиональному стандарту, имеет индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал и, если он просто любит свою профессию, своих учеников.
Библиографический список
1. Шуба М. Ю. «Занимательные задания в обучении математике», М.: Просвещение, 1994. 222с.
2. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- № 6.
3. https://teacher.yandex.ru/posts/kak-zainteresovat-podrostkov-matematikoy-4-soveta-dlya-uchiteley-sredney-shkoly Яндекс Учебник, «Как заинтересовать подростков математикой?». – 2020.
4. https://multiurok.ru/files/artistizm-komponent-tvorcheskoi-individualnosti-pe.html Личность педагога в современном образовании. -2020.
Емельянова М.В. Мастерство педагога избавляет обучающихся от страха перед царицей наук // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Педагогическое мастерство – это наивысший уровень педагогической деятельности, проявляется оно в учительском творчестве и постоянном совершенствовании воспитания, обучения, развития учеников.
Что же помогает педагогу повести обучающихся за собой?
· Преподаватель математики в учебном заведении должен обладать
артистизмом. Без него студенты не смогут подняться на желаемую «духовную высоту».
· Обязательно нужна эрудиция. Сам педагог должен постоянно
самосовершенствоваться, искать новое в преподавании предмета, быть любознательным и уметь передать свои знания студентам так, чтобы была достигнута с ними обратная связь. В любую минуту педагог должен уметь быстро извлекать нужную информацию, отвечать на все вопросы студентов, «держать руку на пульсе нового в предмете».
· Немаловажную роль играет и обаяние педагога. Преподаватель должен
уметь овладевать вниманием студентов, чувствовать их, побуждать к поиску нового, преображать и сопереживать вместе со своими обучающимися.
· Создать настроение к излагаемому материалу помогают мимика, жесты,
голос преподавателя. Это даёт отклик у студентов, заставляет их включаться и в рабочий процесс урока, и в творческую работу. Быть виртуозом в своей профессии – это и есть мастерство педагога, которое избавляет от страха перед царицей наук.
Многие думают, что понимать математику – это талант и для этого нужно родиться с определенным складом ума. В идеале современное и прогрессивное образование должно доносить до людей простую истину: математика – для всех. Не секрет, что многие научные области, например, физика, биология, информатика, статистика и т.д., используют методы математики для решения предметных и прикладных задач.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К. Д. Ушинский. Умение заинтересовать математикой - дело непростое, и в этом смысле проявляется личное мастерство педагога.
Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают воспитывать интерес учащихся к математике.
1. Показывать связь изучаемых тем математики и реальной жизни – банальный совет, которым лучше пользоваться при любом удобном случае. Эта наука отчетливее других связана с реальной жизнью, где люди путешествуют, берут кредиты, инвестируют, наблюдают за статистикой, ведут бизнес, программируют. Тем более, что математическая грамотность (или умение пользоваться математикой в жизни) – один из критериев, который проверяется в исследовании «Оценка по модели PISA».
2. Важно сформировать жизненный опыт, который поможет будущему взрослому не растеряться, когда придется оплачивать электричество или рассчитывать стоимость доставки мебели на второй этаж загородного дома. Иными словами, применять математику в жизни.
Еще один позитивный эффект таких заданий: обучающиеся, выполняя их, чувствуют себя взрослыми и ответственными. Самостоятельность в подростковом возрасте – особый вид удовольствия, который, к тому же, поднимает уровень интереса к математике.
3. На уроках следует использовать экскурсы в историю развития математики. Это могут быть короткие рассказы самого учителя, а может быть защита рефератов учащегося по данным вопросам. Сведения из истории математики повышают интерес ребят к ее изучению. Ребята узнают пути формирования основных математических идей и методов, наблюдают взаимосвязь научного познания и практической деятельности человечества.
4. Для того, чтобы помочь обучающимся полюбить математику, важно использовать игровые методы, какого возраста бы ни были дети. Игра - спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. Эйнштейн говорил, что «игра — высшая форма познания». В процессе игры у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Назначение деловой игры - сделать учебный процесс одновременно и значимым, и привлекательным.
5. Нынешнее поколение обожает гаджеты. Поэтому практически любое задание, которое нужно выполнить онлайн, априори интереснее того, которое нужно записать в тетради. Да и информация с экрана современными детьми воспринимается лучше. Поэтому надо обращаться к онлайн-ресурсам.
6. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно - воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу.
Одна из причин плохой успеваемости по предмету и страху к математике - отсутствие интереса к предмету. Вызвать этот интерес, увлечь обучающихся можно используя различные формы работы, в том числе, рассмотренные выше.
Таким образом, можно отметить, что педагог способен достигнуть многого, если у него есть желание развиваться, потенциал и возможность учиться новому, стремиться соответствовать профессиональному стандарту, имеет индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал и, если он просто любит свою профессию, своих учеников.
Библиографический список
1. Шуба М. Ю. «Занимательные задания в обучении математике», М.: Просвещение, 1994. 222с.
2. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- № 6.
3. https://teacher.yandex.ru/posts/kak-zainteresovat-podrostkov-matematikoy-4-soveta-dlya-uchiteley-sredney-shkoly Яндекс Учебник, «Как заинтересовать подростков математикой?». – 2020.
4. https://multiurok.ru/files/artistizm-komponent-tvorcheskoi-individualnosti-pe.html Личность педагога в современном образовании. -2020.