Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Фокина О. Е., Худобородова Н. Л., Петраченкова Л. А. Опыт реализации инновационных технологий программы «ПРОдетей»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Сегодня под влиянием времени меняется система образования. Прогрессивные идеи развития дошкольного образования реализуются через введение Федерального государственного образовательного стандарта. Требования Стандарта выполнимы при условии использования новых подходов, инновационных технологий в дошкольном образовании. Программа дошкольного образования «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный Л. С. Выготским, его коллегами и последователями. Программа «ПРОдетей» носит комплексный характер, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.
Детский сад, в котором мы работаем, реализует основную общеобразовательную программу, основанную на программе «Открытие».
С программой «ПРОдетей» («Рыбаков Фонд») я познакомилась на семинарах – тренингах.
На первом обучающем модуле мы познакомились с рядом технологий, направленных на развитие познавательного интереса, инициативы дошкольников, коммуникативных способностей и саморегуляции.
Это такие технологии, как:
ü линейный календарь;
ü загадки;
ü парные коммуникации;
ü проектирование (планирование дошкольниками своей деятельности)
Сразу после завершения первого блока семинара - тренинга мы начали апробировать технологию «Линейный календарь». В тот период мы работали с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом этапе нами был изготовлен линейный календарь. Далее на сборе мы познакомили детей с технологией изготовления линейного календаря и принципами работы с ним. Затем, совместно с детьми мы ежедневно отмечали текущий день, считали различными способами, обращали внимания на праздники, события и дни рождения детей.
Следующие календари мы изготавливали совместно с детьми. Для этого на утреннем сборе до начала месяца обсуждались предстоящие государственные праздники, события в группе (день именинника, соревнования, викторины, утренники), а так же дни рождения детей. Далее подбирали картинки или рисовали для обозначения этих событий.
Работа по календарю велась следующим образом:
-дети указывали на последнее перечеркнутое число – это было вчера, а следующее после него число – это сегодня;
-вместе с детьми называли месяц, все числа, «дежурный по календарю» показывал при этом на календаре;
-«Дежурный по календарю» останавливался на сегодняшнем числе и зачеркивал его на календаре;
-«Дежурный по календарю» называет сегодняшнее число, месяц, день недели;
- Обращали внимание на праздник или событие сегодня или в ближайшее время.
В подготовительной группе дети уже самостоятельно изготавливали календарь. Для этого на утреннем или вечернем сборе выбиралась творческая группа (обычно это два-три ребёнка). Обычно, линейный календарь изготавливался в утреннее время до завтрака или вечером после полдника. При изготовлении линейного календаря участники творческой группы обращались к стенду «Наши дни рождения». Затем проходила презентация линейного календаря на утреннем или вечернем сборе. Здесь же обсуждались совместно со всей группой события, символы которые их обозначают. Далее календарь дорабатывался. Линейные календари прошедших месяцев склеивались друг с другом и размещались на стене, образовывая единую сплошную линию. В игровом помещении группы это сделать было невозможно, так как в группе много окон и мебели. Таким образом, линейный календарь был размещён в спальне.
С января месяца в подготовительной группе мы начали преобразовывать линейный календарь в матричный. Для этого мы разрезали линейный календарь и склеили в матричный. Это делалось для того, чтобы все дети имели представление о матричном календаре.
В данный момент мы работаем на второй младшей группе. С начала учебного года начали внедрять линейный календарь. Изготавливали календарь сами. Совместно с детьми приклеивали картинки, обозначающие события, фото именинников этого месяца (обращаясь к стенду «Наши дни рождения»). Работа по календарю проводится ежедневно. Совместно с детьми проговариваем все числа, день недели, месяц. Дети зачёркивают текущее число самостоятельно.
Начав работу по календарю во второй младшей группе в этом году, мы столкнулась с тем, что большинству детей сложно освоить технологию линейного календаря. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей наглядно – образное мышление. В связи с этим временные понятия усваиваются с трудом.
С целью решения этой проблемы, мы провели родительское собрание в интерактивной форме. На собрании был проведён мастер - класс по изготовлению и использованию линейного календаря. Далее родители разделились на три подгруппы. В своих подгруппах они изготавливали линейный календарь, обозначили события и дни рождения участников подгруппы. Затем каждая подгруппа презентовали свой линейный календарь.
Родителей заинтересовала эта методика, и они совместно с детьми изготовили их дома. На «домашних» календарях отразились семейные праздники, такие как дни рождения членов семьи и других родственников, профессиональные праздники членов семьи, каникулы старших детей, традиции семьи, а также запланированные мероприятия, например: «едем к бабушке», «поход в кино», «день маминого торта», и многое другое. Таким образом, дома детям была предоставлена возможность дублировать работу с линейным календарём, а родители стали участниками этого процесса.
В период пандемии коронавирусной инфекции, нами были организованы дистанционные видео – занятия с детьми. На этих занятиях мы также ежедневно осуществляли работу с линейным календарем. Для этого мы записали видео по изготовлению линейного календаря, где ещё раз напомнили родителям технологию изготовления линейного календаря и способы работы с ним.
Во время дистанционных занятий, перед каждым ребёнком располагался текущий линейный календарь. Родители совместно с ребёнком работали по календарю в онлайн режиме.
Все это позволило всем детям освоить методику линейного календаря.
Применяя технологию «Загадки», мы отметили много «плюсов». Технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые ребёнок может выбрать ответ «ДА» или «НЕТ» и отметить своей карточкой (фото ребёнка). Как правило, загадки подбираются в соответствии с темой и располагаются на специальном стенде. На стенде написан вопрос, представлена иллюстрирующая его картинка.
Проводится методика обычно утром, после приёма детей или на групповом утреннем сборе. Вопросы бывают разные: простые и сложные. Например: «Грибы бывают ядовитые?», «Хлеб растёт в поле?», «Батискаф – это рыба?». При этом мы целенаправленно и предметно наполняем развивающую среду материалами, которые могут быть опорой детям для проверки выбранных ими ответов.
После того как дети выбрали ответ «ДА» или «НЕТ», начинается обсуждение ответов с использование «открытых» вопросов: «Почему ты так думаешь? Почему ты именно так считаешь? и т.п.» Дети вступают в дискуссию со сверстниками или взрослыми, обсуждают, спорят, аргументируют. Обсуждение может продолжиться и на вечернем групповом сборе, где мы предоставляем каждому желающему высказать своё мнение и аргументы. Решая загадки, дети тренируют внимание, развивают способность замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети учатся самостоятельности.
Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия.
Одной из очень интересной технологией явилась технология «Парные коммуникации» – предоставление возможности каждому ребёнку быть активным в роли собеседника или обучающего в рамках определённых правил «ухо» – «глаз», «глаз» – «рука». Данная технология эффективно «работает» в разных видах деятельности:
– рассказывание новостей;
– заучивание стихов;
– пересказ текстов;
– презентация поделок, книг и др.
Использование технологии «Парные коммуникации» позволяет за 10-15 минут предоставить всем возможность рассказать новость, пересказать текст, описать картинку.

Использованные источники

1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей».Авторы: Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова;
2. Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №97 «СКАЗКА»;
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» [Текст] / Е. Г. Юдина, Л. С. Виноградова, Л. А. Карунова и др. / Науч. рук. А. Г. Асмолов; под ред. Е. Г. Юдиной. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 160 с;
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 536 с.
2020