Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Анкудинова Т.И. Использование программных продуктов iSpring в контексте ФГОС при формировании универсальных учебных действий

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


ФГОС требует от учителя российской школы освоения новых образовательных технологий, основанных на применении современных мировых педагогических нововведений. Думается, что программные продукты iSpring – надежный инструмент для их реализации.
В соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку учитель должен способствовать повышению эффективности восприятия информации учащимися на уроке.
В своей педагогической деятельности я использую программные продукты iSpring Suite 8 и iSpring QuizMaker 8 как эффективное средство для достижения этой цели.
iSpring Suite 8 - это программа для разработки обучающих курсов, тестов, видео лекций и обучающих игр в PowerPoint. Данная программа позволяет превратить презентацию в полноценный учебный курс, добавив в нее персонажи, интерактивности, такие как «Книга», «Каталог», «Временная шкала», «Вопрос-ответ», «Диалоговый тренажер», а также тесты, анкеты, аудио, видео, Flash-ролики и веб-объекты.
iSpring QuizMaker 8 - надежный инструмент для разработки интерактивных HTML5 и Flash тестов и опросов с уникальным дизайном, аудио и видео, доступных для просмотра на мобильных устройствах. Создавая тесты, можно использовать 11 типов оценочных вопросов и 12 типов анкетных вопросов с гибким подсчетом баллов, ветвлением, ограничением по времени и другими возможностями, что позволяет осуществлять качественную проверку знаний учащихся. [1]
Почему использование этих программных продуктов сегодня в школе мне кажется целесообразным? По моему мнению, с их помощью можно реализовывать педагогические технологии, которые эксперты Открытого университета Великобритании отнесли к нововведениям, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире: «Сторителлинг», «Перевернутый класс», «Событийное образование», «Разработка педагогических методик на основе аналитики данных», «Метаучеба», «Bring your own devices»(BYOD). [2]
Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть логично структурирована и эффектно подана. И первым, и вторым занимается «Сторителлинг». Программа iSpring Suite 8 позволяет создавать презентации, направляющие ход всего урока и включающие различные интерактивности. Интерактивность «Временная шкала» дает возможность учащимся проследить последовательность выполнения учебных действий на уроке при выполнении какой-либо учебной задачи. При использовании формирующего оценивания работа с данной интерактивностью развивает регулятивные учебные действия – целеполагание, коррекцию и оценивание.
Кроме этого, с помощью презентации в iSpring можно реализовать технологию «Перевернутого класса»: ученики в качестве домашнего задания получают увлекательную презентацию на сайте преподавателя с аудио, видео и веб-ссылками, а в классе с учителем подробно разбирают задания и упражнения по теме. Наглядность, возможность поместить аудио-пояснения и видеосюжеты делают самую, на первый взгляд, трудную и скучную для кого-то тему намного привлекательнее. Очень удобно здесь использовать интерактивность «Вопрос - ответ», где можно акцентировать внимание обучающихся на тех аспектах, где они обычно испытывают затруднения. Например, для подготовки к диалогу-обсуждению чего-либо, можно задать вопрос «Какие типы предложений вам следует использовать в данном случае?» и в открывающемся окне структурно изобразить все типы высказываний, которые уместны. Далее поинтересоваться, какие фразы использовать, чтобы согласиться с предложением партнера, частично согласиться или отвергнуть предложение? В открывающемся окне эти фразы можно изобразить соответственно зеленым, желтым и красным цветом, поместив здесь же записанное вами аудио-пояснение. Как правило, в учебнике все эти моменты в совокупности не оговариваются каждый раз при выполнении данных заданий. Также, данную интерактивность аналогичным способом можно использовать как помощника в усвоении грамматических структур, таких как страдательный залог, косвенная речь, условные предложения и многое другое. При работе с интерактивностью формируются познавательные универсальные учебные действия – поиск информации, структурирование знаний.
Введенная в 2015 году устная часть ЕГЭ представила новые задачи для преподавателей, намеревающихся эффективно подготовить обучающихся к этому испытанию. Наряду с онлайн тренажерами на официальных сайтах я предложила своим ученикам разработанный мною тренажер в виде интерактивности «Вопрос-ответ» с выпадающими вариантами ответов для описания картинки и теста, который контролирует нужное количество произнесенных фраз за необходимое время – 2 минуты, выполненных с помощью iSpring Suite8 и размещенных на моем сайте. [3]
С большим успехом iSpring помогает организовать «Событийное образование». Известно, что с наибольшим рвением дети учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников вроде предметных недель. Согласно докладу о будущем образования Европейской комиссии, открытые образовательные ресурсы (OER) и геймификация получат широкое внедрение в образовательный процесс в самой ближайшей перспективе. [4]
Использование iSpring Suite8 для создания обучающих игр, находящихся на сайте преподавателя, является эффективным инструментом для повышения мотивации к изучению новой лексики, улучшению навыков аудирования, чтения и письма и во внеурочной деятельности. Например, в моей презентации “Christmas Fun”, приготовленной для ребят из начальной школы, можно написать письмо Деду Морозу, поместив на слайд презентации анкету с типом вопросов «Выпадающий список» для выбора нужного им слова; переставляя смешанные абзацы, написать праздничную открытку другу, выбирая нужные слова из предложенных, соотнести начало и конец известных рождественских поздравлений и фраз из песен. При этом формируются познавательные учебные действия – смысловое чтение, умение строить высказывание.
На последнем слайде я даю ребятам тест, в котором, введя свои данные, они проверяют свои навыки - пишут праздничную открытку другу, выбирая нужные слова из предложенных, отвечают на вопросы рождественской тематики, используя в ответах с однократным и множественным выбором изученные слова. Больше всего им нравится, когда, отвечая на вопрос, нужно верно указать область на картинке. При выполнении заданий я устанавливаю ограничение по времени и начисление баллов, для сложных вопросов – две попытки. Увидев по окончании теста сумму набранных баллов, можно назвать победителей, призеров и лауреатов, при этом формируются регулятивные универсальные учебные действия – контроль, оценка.
Для учеников средней школы можно устроить страноведческую викторину, поместив на слайды презентации интерактивность «Книга» с информацией о выбранных странах. Подобрав подходящий дизайн «книги», наряду с картинками и текстом на страницах я размещаю предложенных программой персонажей в разных позах для облегчения восприятия информации. Листая «книги», ребята усваивают информацию, а на последнем слайде им предлагается тест-опрос о том, что они прочитали. Навигация по слайдам настраивается так, что они уже не могут вернуться обратно к «книгам». В красочно оформленном иллюстрациями тесте также используются вопросы на соотнесение, выбор слов и верное указание области – например, на карте без надписей нужно указать Шотландию в составе Объединенного Королевства или омывающее Британские острова Северное море. Викторину лучше проводить в малых группах с выявлением команды-победительницы. Обсуждая вопросы теста, ребята развивают коммуникативные универсальные учебные действия – умение выражать свои мысли, управлять поведением партнера, разрешать конфликты. Примеры этих викторин можно посмотреть на моем сайте.
Интерактивность «Диалоговый тренажер» я использую в разработанном мною курсе внеурочной деятельности для учеников 5-9 классов «Добро пожаловать в Санкт-Петербург». На страницу презентации я размещаю видеоролик с диалогом, тематически связанным с коммуникативной задачей занятия. После просмотра ребята с помощью диалогового тренажера на следующем слайде презентации составляют свой аналогичный диалог, подбирая фразы, которые они должны произнести с указанной ответной репликой, например, билетера при покупке билетов в театр. Если они ошибаются и выбирают неверную фразу, билетер указывает им на ошибку и предлагает вернуться и попробовать снова. В случае затруднений при наличии трех и более вариантов фраз ребята могут по гиперссылке, расположенной рядом с репликой билетера, вернуться и просмотреть часть диалога еще раз. В случае верной реплики, в диалоге последовательно предлагается следующая фраза. Эффективность работы над созданием диалога повышает возможность создания подробного отчета прохождения диалога с указанием финального балла за диалог, отправляемого на электронный адрес учащегося и учителя. Ребята могут проследить весь путь выбора реплик, многократно акцентируя свое внимание на правильных и ошибочных вариантах. Учитель в зависимости от результата тренинга учащегося может перенаправить его на повторный просмотр видеоролика (например, в случае низкого балла) или прослеживать динамику набранных учащимся баллов по мере прохождения курса.
Для «Разработки педагогических методик на основе аналитики данных» наряду с диалоговым тренажером iSpring QuizMaker8 - надежный инструмент для точного отслеживания успеваемости в повседневном образовании.
Рассмотрим конкретную ситуацию урока. Как известно, согласно ФГОС, в начале урока учащиеся сами формулируют тему урока, определив границы знания и незнания. На этом этапе урока я использую анкету, созданную с помощью iSpring Suite 8 для предъявления лексического и грамматического материала. Вопросы анкеты активизируют внимание учащихся на том, что они уже знают на данную тему, в чем сомневаются и что им неизвестно совсем. На данном этапе развивается наблюдательность и логическое мышление учащихся, создается также проблемная ситуация, которую необходимо разрешить к концу урока.
После взаимоконтроля выполненных в учебнике упражнений осуществляется самоконтроль с помощью тестов, созданных в программе iSpring QuizMaker 8. Учащиеся с помощью мобильных устройств, планшетов находят на сайте преподавателя указанный тест, результаты которого автоматически отправляются на электронный адрес преподавателя. Учитель дает возможность с помощью проектора просмотреть выполненные тесты, после чего учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. На данном этапе учащиеся дают оценку своей деятельности и деятельности товарищей по ее результатам. Это яркий пример «метаучебы», когда обучение подвергается рефлексии, то есть сами ученики задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать.
Тесты, выполненные с использованием программных продуктов iSpring, nозволяют избежать списывания и рутинной трудоемкой проверки – их результаты объективны и проверка осуществляется автоматически. Учитель и дети сразу видят выделенные красным цветом ошибки, количество набранных баллов и процентное соотношение правильных ответов.
Мобильные устройства превращаются из «врага педагога» в его «союзника», при этом реализуется «Bring your own devices» (BYOD) — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?
Как мы видим, программные продукты iSpring позволяют развивать личность обучающегося на основе таких УУД, как регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Формирование такой личности и является одной из основных задач нового образовательного стандарта.

Библиографический список

1.      iSpring Suite
2.      http://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/Innovating_Pedagogy_2014.pdf
3.      https://sites.google.com/site/sajtprepodavatelaing/10-j-klass
4.      https://ec.europa.eu/jrc/sites/default/files/2014-nmc-horizon-report-eu-en_online.pdf

ankudinova@school683.ru, 8-904-601-63-09
2018