Жукова Н.С. Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства воды"
Библиографическое описание: Жукова Н.С. Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства воды" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
· Познакомить детей со свойствами воды;
· Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы;
· Активизировать и обогатить словарь детей;
· Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру;
· Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Ребята, к нам сегодня пришло много гостей, Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
Собрались вы дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
Ах, ребята, что утром было!
Я вам рассказать забыла,
Только в группу я зашла
В гости к нам Капелька пришла
- Ребята, вот и Капелька (Маркером нарисовано грустное лицо)
- Ребята, к нам в гости пришла Капелька, но посмотрите, какая она? Ответы детей. Капелька рассказала мне, почему она такая печальная.
Послушайте ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. Очень хочется знать о себе побольше. Ей сказали, что в нашей группе очень умные ребята и она решила обратится к вам за помощью. Не печалься, капелька. Мы постараемся тебе помочь. Ребята, поможем капельке, расскажем, что мы о ней знаем. Итак, начнем прямо сейчас.
- Ответьте мне, пожалуйста, из чего состоит капелька. Если дети затрудняются ответить воспитатель говорит, что капелька состоит из воды.
- Ребята, а вы знали, что с водой можно проводить интересные опыты?
А теперь Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы ребята сегодня будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой, но сначала нам нужно надеть фартуки. В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
· Внимательно слушать воспитателя, быть аккуратным.
· Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
· Не забывать после каждого опыта делать выводы.
Здесь мы узнаем много нового о воде и её свойствах. А чтобы запомнить все наши открытия, мы будем их отмечать специальными карточками.
Воспитатель приглашает детей к столам.
Опыт № 1
Первое свойство, которое мы узнаем это какая у воды форма.
Давайте выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей) Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод – вода жидкость и не имеет формы.
Опыт № 2
Чтобы приступить к следующему опыту, пройдем к следующему столу -ребята посмотрите, что перед вами на столе в тарелочках. Дети – Лёд. Воспитатель - Возьмите его в руки. Какой лёд? Дети – Холодный. Воспитатель - Что еще можно сказать про лёд. Лёд твёрдый? Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему - Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается? Дети - в воду. Воспитатель - Сделаем вывод: лёд – это точно вода. Мы узнали ещё одно свойство воды - она может быть не только в жидком, но и в твёрдом состоянии, когда замерзает, превращается в лёд.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо отдохнуть и нам. ДАВАЙТЕ ВЫЙДЕМ ИЗ-ЗА своих лабораторных столов и встанем позади стульчиков.
1, 2, 3, 4, 5 - любят капельки играть (прыжки на носочках, руки на поясе).
Мы ногами топ-топ, (выполнение движений в соответствии с текстом)
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз туда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли,
1- 2, 1- 2 - вот и кончилась игра (хлопают в ладоши)
Опыт № 3
Воспитатель - Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запас у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт: Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый) Как вы догадались, что сок апельсиновый (пахнет апельсином) А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха) - так есть ли запах у воды (изображение карточки с этим свойством) Какой вывод можно сделать: У воды нет запаха!
Опыт № 4 Воспитатель - Ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус?
(кислый) - а конфета (сладкая) - Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочного сока, попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока?
(вкус яблока) - А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) Так есть ли вкус у воды? (Нет) Вывод: У воды нет вкуса Воспитатель - вы правы ребята, у воды нет вкуса.
Мы провели три опыта, и чтобы узнать еще одно свойство воды, перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.
Опыт № 5
Посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (Белого) - а что вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила - открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать (Нет) Почему? (ответ детей) теперь предлагаю вытащить пуговицы из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета пуговица. (Да) Почему? (Потому что вода - прозрачная) – Ребята, вы молоды. Сделаем вывод - вода не имеет цвета.
Воспитатель подводит детей к доске и еще раз повторяет свойства воды по схемам (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии) - Вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что тебе запомнилось? (вопрос адресуется к каждому ребенку) Вывод общий вода - чудесное вещество, она нужна не только человеку, но и растениям, животным для жизни. Без воды нет жизни на земле. Капельке очень понравилось у нас в гостях. Капелька прощается с вами.