Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Шубина Е.В. Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию «Полёт в космос» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Задачи:
-создать благоприятный эмоциональный фон в группе.
-развивать коммуникативные навыки.
-расширять представления о космосе: планетах, Солнечной системе, созвездиях.
-развивать логическое мышление.
-снижать мышечное и эмоциональное напряжение.
-развивать зрительно-пространственное восприятие.
-развивать воображение, творческие способности.
-развивать мелкую и общую моторику.
Материал:
-спокойная музыка.
-игра «Космическое путешествие»
-иллюстрационный материал (планеты, кометы, метеориты, астероиды, звёзды и созвездия)

Ход НОД.

1.       Приветствие. (Под спокойную музыку).
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей).
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Проблемная ситуация. Беседа о дне космонавтики.
Ребята, послушайте, о чём это стихотворение.
- Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
полететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают…, но только во сне.
- Скажите ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей).
-Скоро мы будем праздновать «День космонавтики». Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
-Кто такие космонавты? (ответы детей).
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей: здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.)
-А вы ребята хотели бы стать космонавтами? (ответы детей).
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос.
3.       Загадка.
-Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, я предлагаю вам отгадать загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим в космос на ракете. Заняли свои места, приготовились к старту.
4.       Физминутка «Космонавт».
Я хочу стать космонавтом (поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр (присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете (соединить руки над головой)
И открою все планеты! (изобразить руками большой круг).
-Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам Солнечной системы.
-Что же такое Солнечная система? (ответы детей).
Это солнце, вокруг которого, вращаются девять планет, множество мелких планет: астероидов и комет.
-Ребята, а какие планеты вы знаете? (Дети перечисляют планеты).
(Педагог-психолог показывает иллюстрации планет).
5.       Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Планеты будем мы считать: (загибаем пальцы на каждое название планеты)
К Солнцу ближе всех Меркурий
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля - наш дом родной,
Шар любимый, голубой.
Мимо Марса пролетаем,
И Юпитер наблюдаем.
Вот Сатурн и Уран-
Показали кольца нам.
Вот Нептун, а вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
Полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх).
- Ребята, как вы думаете, есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы? (ответы детей).
-Верно, ребята, это - кометы, метеориты, астероиды, звёзды и созвездия (показ иллюстраций детям).
6. Беседа про созвездия.
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли.
-Ребята, а звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (ответы детей - созвездия). А какие созвездия вы знаете? (ответы детей). Показ картинок неба с созвездиями (большой и малой медведицы).
Педагог-психолог предлагает поиграть в игру «Созвездия».
7.Коммуникативная игра «Созвездия».
Звучит музыка, дети свободно гуляют по группе, как только музыка перестаёт играть, педагог-психолог называет число (от 2 до 10) – это количество звёзд, из которых состоит созвездие. Дети по сигналу соединяются в созвездия по заданному числу. Выигрывает та группа детей, которые быстрее и правильно образовали «созвездие» по заданному числу.
В конце игры педагог-психолог объединяет детей в две подгруппы: 1 подгруппа – земляне, 2 подгруппа - инопланетяне.
8. Игра «Земляне и инопланетяне».
Педагог-психолог предлагает детям закрыть глаза и пофантазировать.
-Межпланетный корабль совершает вынужденную посадку на незнакомой для инопланетян планете. Это Земля. Инопланетяне вступают на чужую землю и видят группу детей (дети открывают глаза). Но как им наладить контакт? Ведь никто не знает языка друг друга. И тут на помощь приходят жесты. (Педагог-психолог предлагает детям-инопланетянам изобразить какие-либо предметы жестами, а дети-земляне попытаются отгадать их). Изображаемые предметы: Земля, месяц, звезда, ракета и т.д.
-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием.
9. Физминутка «Космос».
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками: вперёд-назад)
И опять домой спешим! (ходьба на месте)
-Сейчас, я предлагаю вам, ребята, расслабиться и потанцевать.
10. Релаксация. (Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе).
- Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. В космосе – невесомость, все движения плавные и медленные (дети танцуют медленно и плавно). Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве, но нам пора возвращаться в детский сад.
11.Рефлексия.
-Ребята, в кого мы сегодня превращались? (ответы детей).
-Куда летали?
-Какие планеты мы видели в космосе?
(Педагог-психолог благодарит детей и дарит игру «Космическое путешествие»).
-Молодцы, ребята! Вы сегодня проявили себя, как настоящие космонавты, знающие все планеты и созвездия. Я вам дарю игру «Космическое путешествие», в которой вы узнаете ещё много нового и интересного.
12. Ритуал прощания (Дети берутся за руки и дарят друг другу свои улыбки под спокойную музыку).

Библиографический список

Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: Энциклопедия/ Л.В. Тарасов, Т.Б Тарасова – М. Эксмо, 2015. – 96 с.: ил. (Твоя первая энциклопедия).
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Космос/Авт.-сост. Т.И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. - 448 с.
2019