Актуальные вопросы начального общего образования

Палатова Ю.С. Проектная деятельность в начальной школе

Библиографическое описание:
Палатова Ю.С. Проектная деятельность в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов.

Проекты в младших классах – это трудно. Но всё-таки это возможно. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «находит продолжение» во внеурочной деятельности и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие.

Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Главный принцип метода проектов – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Проект – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работая над проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Использование метода проектов в практической деятельности позволяет

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Виды проектов в начальной школе:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).

Проекты могут классифицироваться:

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по характеру контактов между участниками: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегинальными; международными

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты, межпредметные,

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации

II этап Организация деятельности: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы; деление на группы и распределение ролей в группе.

III этап Осуществление деятельности Реализация плана действий (проекта) подготовка к защите проекта «добывают» необходимые знания оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. IV этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.
2023