НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Слива Н. В. Развитие творческих способностей дошкольников с помощью ТРИЗ-технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


«Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему».
Л. Е. Белоусова
Современный мир предъявляет серьезные требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе - дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС ДО, одной из первостепенных задач является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Первостепенная задача современного педагога найти возможности для создание этих условий.
Практика показывает, что с помощью традиционных способов работы нельзя в полной мере решить подобные задачи. Интеллект детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это дает возможность им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Задача педагога использовать эти природные возможности детского сознания и с помощью внедрения новых форм, методов и технологий помочь ребенку развить свои способности, ведь нет не чего проще чем изучить то, что интересно (А. Эйнштейн).
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне понятен поворот основателей ТРИЗа от "железок" к личности. Связав ее с творческой педагогикой, они открыли возможность выхода на малышей-интеллектуалов, творчество для которых - и есть сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).
ТРИЗ представляет собой уникальнейший инструмент в системе поиска оригинальных идей, развития творческих способностей ребенка. Технологии ТРИЗ уже больше 60 лет, но и сегодня она актуальна. Время не стоит на месте каждый день приходят новые дети, которые демонстрирую потребность больших знаний и умений. Нестандартно мыслить, придумывать новое, видеть несколько вариантов разрешения противоречивых ситуаций, жаждать поиска и открытий, отстаивать свою точку зрения все это потребности современных дошкольников. Сама стремительно-меняющееся действительность диктует эти требования. Технология ТРИЗ помогает в развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, системность, а с другой стороны поисковой активности, потребности к новизне, развитие речи и творческого воображения, дает возможность целенаправленного формирования творческих способностей, развития нестандартного видения мира, нового восприятия окружающего. Ведь именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность дошкольника, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Надо стараться не давать готовые знания, не раскрывать детям истину, а учить ее находить. По словам Л. С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Изобретение - это процесс решения какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Сегодня одна из основных задач педагога, учить детей жить в изменяющемся мире, привить навык творческой жизни, творческого подхода к решению различных задач.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в способах его решения, в способе подачи материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
Педагогическое кредо "тризовцев"- каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Девиз тризовцев - "Можно говорить все". Нет не правильного ответа. И дети говорят, выдумывают, доказывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, учатся отстаивать свою точку зрения. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "здорово", "любопытно", "прекрасно", "молодец" и т.д.
Содержание программы, формы и методы обучения дошкольников по ТРИЗ ещё недостаточно разработаны, но существуют механизмы реализации ТРИЗ, которые основываются на материалах пособий С. Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ - технологии в детском саду. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Занятия по развитию творческого воображения - это как правило импровизация, игра, мистификация. Дети учатся придумывать свои сказки, сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовcкие занятия по изобразительной деятельности включают использование различных нестандартных материалов. Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. ТРИЗ учит детей творчески находить решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, устранить боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые можно решить творчески.

Библиографический список

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:, 2008
2. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000
3. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика = ТРИЗ».Гомель,1997.
4. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997
5. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. - М., 2002.
2021