Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Скибина А.В. Использование ИКТ в дистанционном обучении учеников с ОВЗ на примере урока географии 8-го класса

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


В последнее время все большее количество детей приходят в образовательные учреждения, имея диагноз ОВЗ. Таким образом, все более актуальным становится включение таких детей в образовательный процесс вместе со сверстниками. К сожалению, детям с ОВЗ не всегда достаточно материала урока в школе, чтоб усвоить и закрепить материал, кроме того, часто они находятся на домашнем обучении по индивидуальному плану. Своевременным и полезным в данной ситуации становится использование ИКТ в дистанционном обучении, что практикуется в школе уже не первый год и дает удовлетворительные результаты.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:
·           в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
·           в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.
Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
·           Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
·           Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
·           Информационный блок (система информационного наполнения).
·           Контрольный блок (система тестирования и контроля).
·           Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Дистанционные учебные занятия многообразны, я предлагаю вашему вниманию в качестве примера урок по географии, проводимый в режиме он-лайн с учащимся 8 класса на тему «Размеры территории и часовые зоны России».

Сценарий проведения дидактической модели урока с использованием дистанционных образовательных технологий.

Пояснительная записка

Данный урок разработан для учащихся 8 класса Центра дистанционного образования г. Кемерово.
Тема урока: Размеры территории и часовые зоны России,
Программа: для 8 класса в рамках ФГОС Кол-во часов в неделю 1
Урок № 2
Материально-техническое обеспечение урока: комплект компьютерного оборудования, соответствующего требованиям программы дистанционного обучения; учебник по географии «Россия: природа, население, хозяйство», атлас для 8 класса.
Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке: частично-поисковый (анализ трудностей в изучении темы), работа с книгой (составление логической схемы прочитанного), исследовательский.
Тип урока: комбинированный
Интегрирующая дидактическая цель: расширить и систематизировать знания учащегося о территории России и часовых зонах, в которых она находится.
Задачи урока:
Образовательные.
·           Закрепить знания о государственных границах и территории России,
·           Формировать знания о размерах территории и часовых зонах России.
Коррекционно-развивающие.
·           Развитие пространственной ориентировки на основе работы с картографической наглядностью.
·           Коррекция и развитие связной устной речи.
Воспитательные.
·           Воспитывать любознательность, интерес к Родине и другим странам.
Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:
• изучать (умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их);
• искать (умение получать информацию и пользоваться ресурсами интернета);
• мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);
• сотрудничать (умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения);
• технические навыки (умение организовывать учебную работу, пользоваться вспомогательной аппаратурой);
• адаптироваться (умение находить новое решение).
Формат проведения урока: ON-LINE – режим
Форма организации деятельности – индивидуальная
Учет результатов – электронный журнал
Цель урока: ознакомление учащегося с размерами, формой территории и часовыми зонами России.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение.
– Что такое «государственная граница» и «государственная территория»?
– Покажи на карте атласа границы России.
– Какое количество соседей первого порядка у России?
Покажи на карте атласа страны и назови их столицы.
III. Изучение нового материала.
1. Введение в тему.
Мы продолжаем знакомство с нашей Родиной. Посмотри на политическую карту мира в атласе. Что ты можешь сказать о территории России? (самая большая страна, вытянута с запада на восток). На сегодняшнем уроке мы выявим преимущества и недостатки размеров и формы территории России и определим, в каких часовых поясах она находится.
(Учащийся записывают дату и тему урока в тетради)
2. Размеры и форма территории России.
Россия - крупнейшая по площади страна мира. Какова ее площадь? В площадь территории включается не только суша, но и акватория. Как ты думаешь, хорошо ли для страны занимать такую огромную территорию? Почему? Да, действительно, размеры и форма территории России создают значительные преимущества, но одновременно порождают немалые проблемы. Назови «преимущества» и «проблемы». Кратко запиши их в тетрадь.
3. Часовые пояса России (презентация).
Одинаковое ли время во всей стране? Одновременно ли все жители встречают Новый год?
1.Местное время (слайд 4).
Земля совершает полный оборот вокруг своей оси (360 градусов) за сутки, т.е. за 24 часа. В каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в тех точках, расположенных на одном меридиане. Это время называют МЕСТНЫМ. Оно одинаково вдоль всего меридиана от Северного полюса к Южному. Чем дальше находится меридиан от другого, тем больше разница между ними во времени. За один час Земля поворачивается на 15 градусов (360:24), поэтому разница между пунктами, расположенными на меридианах, удаленных друг от друга на 15 градусов составляет 1 час, на 30 градусов – 2 часа и т.д. Если же один пункт удален от другого лишь на 1 градус, то их местное время будет отличаться на 4 минуты. Удобно ли это? (Пользоваться местным временем на территории страны неудобно).
2. Поясное время (слайд 5).
Для удобства астрономы разработали систему поясного времени. Вся поверхность Земли была разделена по меридианам на 24 пояса (от 0 до 23), разница между которыми составляла 15 градусов долготы или 1 час времени. В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине. ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ – это время в границах одного часового пояса. Поясное время впервые было введено в США в 1883 году.В России – в 1919 году. За нулевой пояс принят тот пояс, где проходит нулевой (Гринвичский) меридиан. Он же является 24 поясом. От него счет поясам ведут к востоку, так как Земля вращается с запада на восток. К востоку от любого пояса время суток будет увеличиваться, к западу – уменьшаться.
3. Часовые пояса (слайд 9).
Границы часовых поясов не проходят строго по меридианам. При их проведении учитывают административное деление страны, чтобы та или иная административная единиц (область, республика, их столица) находилась в одном часовом поясе.
4. Линия перемены дат (слайд 10).
Начало новых суток условно считают от 12-го часового пояса. Через его середину проходит меридиан 180 градусов. Считающийся ЛИНИЕЙ ПЕРЕМЕНЫ ДАТ. Он указывает также на переход из Восточного в Западное полушарие. Пересекая эту линию, мы попадаем из одних суток в другие.
Рассмотрим пример на слайде:
- экипаж самолета Валерия Чкалова вылетел из России в Америку из нашей страны 18 июня 1937 года, летел без посадки двое суток. Но приземлился в Америке не 20, а 19 июня. Почему? (Пересекая линию перемены дат, он как бы вернулся во вчерашний день).
5. Декретное, летнее и московское время (слайды 13-14).
В 1930 году стрелки часов на территории России были переведены на час вперед по сравнению с поясным временем. Это было сделано в соответствии с Декретом Совета Народных комиссаров. Это время получило название ДЕКРЕТНОГО. Декретное время было введено с целью использования светлого времени суток и экономии электроэнергии.
В марте 1991 года декретное время было упразднено. Мы перешли на систему отсчета летнее-зимнее время. Теперь зимой используется поясное время, а летом часы переводятся на час вперед. В последнее воскресенье марта часы переводят на 1 час вперед, а в последнее воскресенье октября – на 1 час назад. В итоге людям не приходится вставать намного раньше восхода солнца.
Для удобства отсчета времени на территории России и избежание путаницы в связи с большим количеством часовых поясов в России действует МОСКОВСКОЕ время. По московскому времени работают весь транспорт и все средства связи нашей страны.
IV. Обобщающее закрепление изучаемого материала.
Опираясь на схему, расскажи о часовых поясах России (слайд 15).
V. Итог урока
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового узнали?
VI. Домашнее задание (слайд 18)
1. Выучить параграф 2.
2. Решить задачу: Пассажир вылетел из Якутска в 11 часов по местному времени. Во сколько он прилетит в Москву, если он был в пути 6 часов? (по московскому времени)
Уроки такого типа позволяют работать как с детьми, не имеющими возможность посещать ОУ, так и в качестве дополнительных занятий с учениками с ОВЗ, и дают вполне удовлетворительные результаты.

Библиографический список

1. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную: Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. No 14-51-140/13 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_91309.html
2. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
3. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005
2019