Фатхуллина И.И., Карпова Н.В. Непосредственно образовательная деятельность по художественно- эстетическому развитию в старшей группе «Волшебный цветок»
Задачи: «Художественно-эстетическое развитие» · Продолжать развивать умение получать абстрактные изображения с помощью кляксографии, вызвать интерес к опредмечиванию полученных изображений, развивать воображение. «Познавательное развитие» · Закрепить знания детей о комнатных растениях и значении воды для их роста и развития. · Познакомить с некоторыми свойствами воды - прозрачная, бесцветная, легко окрашивается, течёт. · Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами. · Развивать геометрическую зоркость: умение определять форму предмета, закреплять представление об овале, находить в окружающей действительности предметы определенной формы, · Закреплять умение понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении. · Продолжать развивать умение создавать различные конструкции из крупного строительного материала коллективно, в соответствии с общим замыслом. «Речевое развитие» · Продолжать развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. · Обогащать и активизировать словарь детей словами: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, извините; смелый, храбрый, сильный, быстрый, ловкий; бальзамин, герань, фиалка; клякса. «Социально-коммуникативное развитие» · Развивать навыки сотрудничества, взаимодействия друг с другом. · Закрепить представление о взаимосвязи поведения человека и его гендерной принадлежности. Воспитывать доброжелательное, чуткое отношение друг к другу независимо от пола. · Создать условия для осмысления результата детской деятельности. · Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость к персонажам мультфильма. «Физическое развитие» · Совершенствовать навыки ходьбы по массажным дорожкам (профилактика плоскостопия). · Формировать правильную осанку, умение сохранять равновесие. · Продолжать развивать умение пролезать под дугу удобными для детей способами. Укреплять мышцы рук и спины. Материал: - демонстрационный: кукла в национальном бурятском костюме, видеозапись мультфильма «Шёлковая кисточка»; - раздаточный: листы овальной формы по количеству детей, коробки пустых закрытых акварельных красок по количеству детей, кисточки №4 или №5 по количеству детей, салфетки, банки с водой на каждого ребёнка (банки все с крышками, крышки покрашены цветной гуашью с внутренней стороны), стаканчики-непроливайки с чистой водой; трубочки по количеству детей. - оборудование: мультимедийное оборудование; аудиозапись песни «Алый цветок» из мультфильма «Шелковая кисточка» в исполнении Клары Румяновой (музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского); 2 массажные дорожки, дуги для подлезания; лейка, клеёнка на стол; поднос для банок; мягкий конструктор (большие модули для конструирования) размещены на ковре по количеству детей для просмотра мультфильма.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Познавательно–исследовательская деятельность детей. Дети вместе с воспитателем рассматривают комнатные растения в природном уголке, отмечают изменения, отвечают на вопросы воспитателя: - Что необычного заметили в нашем уголке природы? - Какие комнатные растения зацвели? - Как вы думаете, почему комнатные растения зацвели? - Я вспомнила одну удивительную историю о волшебном цветке! А вы хотите узнать эту историю? Дети проходят на ковёр, где расположены мягкие модули и удобно рассаживаются для просмотра фрагмента из мультфильма «Шелковая кисточка». 2. Коммуникативная деятельность детей. Воспитатель: - Вот такая беда приключилась с отцом девочки, которую звали Шёлковая Кисточка: он сильно заболел, и помочь ему может только «волшебный цветок». Шёлковая Кисточка отправилась искать этот цветок одна. Дети рассуждают о том, как помочь девочке, отвечая на вопросы: - А как вы думаете, справиться с бедой легче одному или с друзьями? - Все вместе поможем девочке? 3.Двигательная деятельность детей Дети вместе с воспитателем подходят к массажным дорожкам и слушают объяснение воспитателя, как пройти трудный путь: - Вижу, что путь предстоит нам долгий, трудный: сначала надо пройти по каменной извилистой дорожке, точно по канату, повернуть направо, пролезть через пещеру, а выходя из пещеры, не забыть закрыться от солнышка, иначе оно напечёт наши головы. - А как вы думаете, кто же пойдёт первым? - А почему вы думаете? - Отправляемся в путь! Дети под музыку идут по дорожкам, пролезают под дуги. Воспитатель по ходу движения следит за правильной осанкой детей, напоминает о выполнении упражнения на выпрямление (ходьба на носочках с поднятыми руками вверх). 4. Коммуникативная деятельность детей. Дети вместе с воспитателем подходят к ёлочкам и встречаются с Шелковой кисточкой (сюрпризный момент – появление куклы), отвечают на вопросы воспитателя: - Ребята, посмотрите, кто плачет? - Кисточка, а мы с ребятами отправились к тебе на помощь. Шёлковая Кисточка: - Я искала «волшебный цветок» и не смогла найти! Дети отвечают на вопрос воспитателя: - Как добыть нам волшебный цветок? Дети высказывают разные варианты. 5. Познавательно – исследовательская, изобразительная, коммуникативная, игровая деятельность детей. Дети проходят к столу, где расположен материал для изобразительной деятельности, рассматривают и называют его, отвечают на вопросы: - Что находится на столе? - Листы бумаги какой формы? - А что ещё бывает овальной формы? - Правильно, наши листы бумаги похожи на лепестки, из которых получится волшебный цветок. Дети берут краски, открывают, и с удивлением замечают, что коробки для красок пустые, рассуждают о том, куда они исчезли: - Куда же они исчезли? Шелковая кисточка ждет от нас помощи, давайте попробуем рисовать водой? Дети экспериментируют, делая выводы о результатах рисования водой, отмечают ее особенности: - Что, ребята, получается? Почему? - Какая вода? - Что же произошло, на самом деле, где же наши краски? Шёлковая Кисточка: - Я знаю, злой волшебник заколдовал краски и они исчезли, чтобы расколдовать, надо сказать добрые «волшебные» слова! Дети вспоминают и называют волшебные слова, после чего воспитатель показывает поднос с банками, в которых налита вода: - Давайте посмотрим, может быть, краски здесь? Дети берут банки, манипулируют ими, что вызывает окрашивание воды, делают выводы: - Какая стала вода? - Почему она стала цветной? - Куда волшебник спрятал краски? Дети открывают банки и видят, что крышки изнутри густо смазаны краской и начинают экспериментировать на листах бумаги с цветной водой, знакомясь с кляксографией. Деятельность детей сопровождает музыка из мультфильма «Шелковая кисточка». Голос куклы: - Ребята, я боюсь, что злой волшебник снова помешает нам! Дети решают, каким способом можно быстрее вернуться домой, и делают из мягкого строительного материала постройку по общему замыслу. Воспитатель напоминает детям о рисунках. Они берут свои лепестки, рассматривают получившиеся изображения из клякс, фантазируют, складывают из лепестков волшебный цветок. Дети отвечают на вопросы: - Что запомнилось из нашего путешествия? - Кому мы помогли? - Почему нам это удалось? Дети просматривают фрагмент мультфильма, где девочка стоит рядом с отцом и машет волшебным цветком, и убеждаются в том, что все вместе помогли ей и начинают играть.