Исследовательская и проектная деятельность

Ефремова Н. В. Реализация межпредметных связей через межрегиональный сетевой проект «Народные куклы нашего края (г. Тула-г. Краснодар)»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В последние годы особую популярность получил метод проектов как инновационное течение в российском образовании. Формирование у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологии следует решать в тесной связи с задачами других общеобразовательных предметов. Межпредметная связь должна быть органичной: обучающиеся, опираясь на научные понятия, осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии, географии и других.
В настоящее время с увеличением объема информации, усваиваемого в период обучения, увеличивается необходимость в самообразовании и познавательной деятельности, что можно с легкостью достигнуть, прибегнув к изучению предмета с использованием метода межпредметных связей [1]. Межпредметные связи повышают внимание к личностным результатам, а метод проектов подталкивает учащихся к саморазвитию, самостоятельному расширению своих знаний, творческому применению их на практике в различных областях науки и информационно – коммуникационной технологиях.
Одной из целей межрегионального сетевого проекта являлось показать обучающимся, что сетевой проект может стать огромным развивающим пространством в межпредметных связях. В проекте участвовали обучающиеся Центра образования № 21 г. Тулы и обучающиеся МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара.
Работа в данном направлении является необычайно актуальной в наше время. Сохранение, развитие интереса и бережного отношения к русской культуре подчеркнуто и в документах («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Федеральный государственный стандарт основного общего образования»), на которые должен опираться каждый учитель при работе с учениками. Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3]. Народные культурные традиции обладают большими воспитательными возможностями, они несут в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы.
Во время реализации совместного сетевого межрегионального проекта соблюдалась технологическая последовательность изложения информационного материала. Еженедельно в блоге «Творческая лаборатория» публиковались записи, посвященные истории происхождения кукол, особенностям изготовления и смыслов, которые закладывали в куклы наши предки. Также в блог выкладывались фотографии с проведенных мастер-классов.
Рассмотрим применение межпредметных связей через реализацию межрегионального сетевого проекта «Народные куклы нашего края».
В рамках проекта были проведены следующие мастер-классы по изготовлению народной тряпичной игрушки: «Пеленашка – тульский младенец», «Свадебные неразлучники», «Тульские Кувадки», «Тульская – Барыня». А результатом нашей деятельности стали посылки с выполненными народными куклами нашего края (г. Тула – г. Краснодар).
В настоящее время невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий, открывающих возможности для нового образования, общения [2]. Развитие информационного пространства дало нам возможность участия в межрегиональном сетевом проекте.
С помощью проведенных мастер-классов мы обратились к знаниям обучающихся по биологии, географии, познакомились со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. А такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При построении выкроек швейных изделий выполняются расчеты, здесь нужны знания математики.
Создание кукол своими руками носит не только информационный характер, но и творческий. Моделирование и конструирование одежды для народных кукол тесно связаны с изобразительным искусством. Обучающиеся учатся подбирать ткань к разнообразным куклам, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления, а также получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияли на выбор куклы и какое огромное значение в их создание вкладывали наши предки.
В целях повышения интереса в обучении в урочное и внеурочное время, образного восприятия изучаемого материала все чаще и чаще прибегают к художественному слову. В ходе мастер-классов участники проекта использовали художественную литературу, узнали и об истории русского народа, его культуре, традициях, обычаях, народной игрушке – тряпичной кукле.
Кроме того, практически все проведенные мастер-классы связаны с изучением экономики. Мы учились экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, познакомились с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.
Участвуя в межрегиональном сетевом проекте, я убедилась, что такая деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их творческого воображения, самостоятельности, инициативности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Библиографический список

1. Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования./Наука и школа 2002 № 2 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://search.rsl.ru/- (Дата обращения: 07.01.19)
2. Алтайцев, А.М. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://charko.narod.ru/index15.html – (Дата обращения: 07.01.19)
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf. - (Дата обращения:07.01.19)


2021