Цель: развитие связной речи у детей во время беседы о профессиях. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о профессиях. Уточнить словарь по теме «профессии» Уметь образовывать множественное число существительных. Образование дательного и творительного падежа имен существительных Согласование существительных с глаголами. Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, Развитие речевой активности, Расширение словарного запаса, Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Воспитательные: -Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий -Воспитывать умение работать в коллективе. Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки по теме занятия, конверты с заданиями от Незнайки, «Чудесные мешочек», большой плакат Незнайки. Словарь - водитель, воспитатель, врач, медсестра, плотник, слесарь, швея, прачка, повар, дворник, логопед.
Ход занятия:
1. Организационный момент. -Здравствуйте ребята! Встали все в круг! - Сейчас поиграем с вами в игру «Один - много». Я вам буду кидать мячик, и называть профессию. А вы должны сказать, сколько будет этих профессий, если их будет много. Например: Воспитатель - много воспитателей. - Начнём. (Воспитатель, учитель, повар, шофёр, врач, логопед, прачка, швея, плотник, дворник, слесарь). - Молодцы, ребята! - Проходите на свои места! - Сначала сядут девочки, потом мальчики. 2. Сообщение темы занятия. Мотивация. - Ой, ребята, слышите, кто-то в дверь стучит? Давайте откроем и посмотрим кто там. Незнайка: Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня? (Да) - Правильно, ребята, меня зовут Почтальон Печкин, сегодня я пришёл к вам в гости и принёс почту и пакетик с заданиями. (Отдаёт логопеду). Незнайка: Сегодня я буду сопровождать вас в свой любимый волшебный город, познакомлю с моими друзьями и их профессиями. - Ребята, принимаем приглашение от Почтальона? (Да) - Ну, вот и хорошо, путешествие начинается! Раз, два, три, повернись, и в моем волшебном городе очутись! Незнайка: Для начала ребята, я хотел бы пригласить вас в своё самое любимое место, туда, где я люблю бывать чаще всего! - Отгадайте, что это за место? Поглядите, что за дом, сколько светлых комнат в нем! Там красивые полы, там кроватки и столы, Мишки, зайчики, матрешки, миски, ложки, поварешки, Куклы, мячики, шары – все, что нужно для игры. Лучше дома не найдешь. Очень этот дом хорош! - Правильно, это детский садик, в волшебном городе. 4. Отработка лексического материала в словах. - Ребята, давайте посмотрим, что принёс нам Почтальон, что за конверты? Достанем первый конверт. (Воспитатель достаёт из конверта задание). - Ребята, здесь Почтальон пишет, что у него есть друзья, у них такие смешные имена. Незнайка: Да, очень смешные. - Как вы думаете, кем работает его друг Айболит в саду? (Врачом), - До-ре-ми? (Учителем музыки), - Винтик и Шпунтик? (Слесарем и Плотником), - Тюбик (Учителем рисования), - Пончик (Поваром). (Воспитатель достаёт картинки по очереди и вывешивает на доску). - Правильно! Молодцы, ребята! (Звонит телефон и Незнайка берёт трубку) Незнайка: Ой, ребята, мне только что позвонила Педалька и сказала, что научит меня водить машину, поэтому мне нужно срочно бежать. - Ну, мы ведь тебе не рассказали про все профессии?! Незнайка: А все профессии я и так знаю. Я хоть кем могу быть. Вот я вам оставил задания. Вот и выполняйте. Я оставляю вам свой портрет, чтоб вы на меня любовались. До свидания, ребята! (Машет рукой и уходит). - Вот и ушёл наш гость, продолжим путешествие без него. - Ребята, а у вас в саду есть люди с такими профессиями? (Да) - Ребята, давайте вспомним, какие профессии детского сада мы знаем? - Повар, воспитатель, медсестра, швея, прачка, логопед, учитель рисования, музыки, физкультуры. - Хорошо, ребята, молодцы! 5. Отработка лексического материала во фразе. - Посмотрите, что ещё Незнайка нам оставил? (Воспитатель достаёт из пакета) Это «Чудесный мешочек». Здесь написано, что внутри лежат предметы, а вы должны по очереди подходить, нащупывать один предмет, угадывать, что это и называть, кому из профессий этот предмет нужен и что им делают. Шприц – врачу Молоток – плотнику Ложка – повару Нитки – швее Зеркало – логопеду Прищепка – прачке Веник - дворнику Гаечный ключ – слесарю. - Молодцы, садитесь на места. - Ой, посмотрите, а что же в следующем конверте? Здесь Незнайка оставил диск с музыкой, под которую они танцуют в городе. Давайте включим диск и тоже попробуем потанцевать. Все встаём, выходим на ковёр. 6. Динамическая пауза. Вперёд четыре шага, Назад четыре шага Кружится, кружится наш хоровод Ручками похлопали, Ножками потопали Плечиком подвигали, А потом попрыгали. (2 раза) 7. Отработка лексического материала в предложении. - Ребята, в этом задании Незнайка просит, чтобы вы составили предложение «Кем я хочу быть, когда вырасту». Рассказывать нужно по такой схеме: «Когда я вырасту, я стану…..». По одному встаём и рассказываем. Полным ответом. - Молодцы, ребята! 8. Отработка лексического материала в связной речи. - Ребята, а как вы считаете, Незнайка может кем-нибудь работать? У него имя ещё такое – Незнайка, потому что он ничего не знает и ничего не может. Давайте составим про него рассказ. (Давайте). - Посмотрите на схему и слушайте внимательно! Незнайка хотел овладеть разными профессиями. Сначала он попробовал быть поваром, потом врачом, потом парикмахером, но за что бы он не брался, у него ничего не получалось, ведь чтоб кем-то быть, нужно сначала выучиться. - Ребята, кем хотел стать Незнайка? - А у него что-нибудь получалось? - А почему он не может кем-нибудь стать? - Молодцы, ребята! 9. Итог занятия. Вот мы и составили рассказ для Незнайки. Нужно положить его в конверт, и отправить по почте, чтобы он понял, почему у него ничего не получается. Я положу конверт в почтовый ящик, и он его получит очень скоро. 10. Работа над мелкой моторикой рук. Рефлексия. - Друг Незнайки Тюбик нарисовал портрет Незнайки, а шляпу забыл закрасить и он просит вас помочь ему закончить рисунок. Если вы считаете, что хорошо поработали на занятии, в полную силу и со всеми заданиями справились, то закрасьте шляпу красным цветом, а если вам было что-то сложно, и с какими- то заданиями вы не справились, то синим цветом. - А теперь прикрепите эти портреты к сказочному городу. - Молодцы, ребята! И тут пришло письмо от Незнайки. Он благодарит вас, что вы сказали ему, что нужно учиться, чтоб чего-то добиться и кем-то стать. Поэтому он на память дарит вам вот такие значки. - Всем спасибо за занятие! До свидания!