НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ухарова Д.Д. Формирование речевого дыхания и детей дошкольного возраста


Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи.
Формирование речевого дыхания – один из важнейших компонентов в становлении связной и правильной речи ребенка. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения для формирования плавного и достаточно длительного выдоха. Для этого необходимо соблюдать все этапы развития речевого дыхания, идти от простого к сложному.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно развиваем способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Для этого необходимо выработать параметры правильного ротового выдоха:
1. выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха»;
2. выдох происходит плавно, а не толчками;
3. во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
4. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
5. выдыхать следует, пока не закончится воздух;
6. во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Физиологическое дыхание: непроизвольное; вдох – выдох - пауза; вдох и выдох осуществляется одним импульсом.
Речевое дыхание: произвольное; вдох – пауза - выдох; вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания).
Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.
Что же делать? Самое главное — научить детей правильно дышать!
Необходимо отработать:
1. Носовое дыхание: дышать надо обязательно через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.
2. Диафрагмальное дыхание – это наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.
Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких.
Из положения лежа:
«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Из положения сидя.
Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
«Бегемотики»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Каждое из упражнений выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11 упражнений: «Ладошки», «Поясок», Поклон», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки» «Малый маятник», «Перекаты», «Танцевальные шаги»
4. Речевое дыхание.
Цель - выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом.
Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
1. Формирование правильного выдоха;
2. Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
· Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
· Все упражнения стоит выполнять до еды;
· Одежда не должна сковывать движения малыша;
· Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
· Вдох должен происходить через нос;
· Выдох должен быть длинным и плавным;
· Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
· Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
· Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
· Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
· Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
· Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
· Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
· Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
· Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
· Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
· Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.
Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
· «А-а-а!» - плачет малыш;
· «У-у-у!» - летит самолет;
· «Ы-ы-ы!» - гудит пароход;
· «О-о-о» - вздыхает зайка;
· «Ф-ф-ф» - сдувается шарик;
· «Ш-ш-ш» - шипит змея;
· «С-с-с» - работает насос;
· «Би-би!» - сигналит машина;
· «Ту-ту» - едет паровоз;
· «Ля-ля-ля» - поёт кукла;
· «Топ-топ-топ» - идет мишка;
· «Кап-кап-кап» - какает дождь.
Превратите совместные занятия с детьми с интересную игру для всех и тогда вы скоро достигните успеха!

Библиографический список

1.                Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Филатова Ю.О., Хатнюкова-Шишкова Т.Г. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. — М.: Национальный книжный центр, 2017. 80 с. (Логопедические технологии.)
2.                Авт.-сост. Амосова Т. Ю. Гимнастика по Стрельниковой. М.: РИПОЛ классик, 2008. 64 с. (Здоровье и красота).
3.                Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
4.                Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. 80 л.
5.                Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. СПб:           ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022. 32 л.
6.                Блог Лого - Эксперт. Развитие речевого дыхания. URL: 
https://logopedprofiportal.ru/blog/804738
.
2022