Библиографическое описание:
Чакрян А.В. Создание и апробация системы валеологической диагностики дезадаптации учащихся // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Диагностика функциональных состояний в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года позволяет своевременно выявить признаки переутомления и предпринять профилактические меры. Одним из направлений диагностической работы является работа по предупреждению психосоматической дезадаптации (ПСД) — величайшим открытием и бедствием ХХI века.
Согласно классическому определению самого Г. Селье, стресс специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Г.Селье выделяет три фазы стресса:
1) реакция тревоги, отражающая мобилизацию всех ресурсов организма;
2) фаза сопротивления, когда благодаря предшествующей мобилизации удаётся успешно справиться с вызвавшими стресс воздействиями без какого - либо видимого ущерба для здоровья;
3) фаза истощения, когда слишком длительная или слишком интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма, в результате возникают предпосылки для развития самых разнообразных заболеваний.
Теоретическая проблема, которая не донца была решена Г.Селье, состоит в том, что стресс, даже длительный и интенсивный, не всегда приводит к снижению адаптации. Стрессом в его широком понимании являются и любовь, и творчество, безусловно, повышающие защитные силы организма. В то же время кратковременные и, казалось бы, незначительные воздействия иногда приводят к тяжелым последствиям.
В противоположность стрессу Г. Селье ввёл понятие «дистресс» как состояние, вредное для здоровья. Дистресс в переводе с английского - горе, бедствие, истощение. В каких отношениях находятся стресс и дистресс? Советские учёные В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский на основании результатов своих исследований пришли к выводу, что стресс переходит в дистресс в тех случаях, когда живое существо отказывается от поиска выхода из нестерпимой ситуации, прекращает борьбу. А также когда человек временно теряет смысл дальнейшего существования.
У человека, в отличие от других живых существ, первое место занимает психологический стресс. Это связано с нашей способностью предвидеть и планировать будущее. Стрессорами становятся не только уже свершившиеся события, но и те, которые ещё не произошли и, возможно, не произойдут вообще. Угроза стресса особенно велика для людей, которые ставят перед собой недостижимые цели (например, всегда быть лучшим); пытаются контролировать события, не находящиеся в их власти; не готовы контролировать свое поведение в соответствии с меняющейся ситуацией.
Естественно, чтоб чтобы избежать дистресс надо быть прежде всего гибким, продумывать опробовать все возможные способы решения проблем, не зацикливаться лишь на одном из них. Уметь смириться с поражением и в порядке отступить, чтобы осуществить прорыв на другом участке. И, конечно, учитывать физиологию собственного организма: не позволять адреналину и другим гормонам «крушить» все. К сожалению, специфика организации жизни ребенка в школе способствует постоянному проявлению дистресса, т.к. ребёнок не умеет адаптировать к стрессовым ситуациям свой организм. Самая эффективная защита - мышечная работа. Ещё Аристотель указывал, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как продолжительное физическое воздействие. Ребёнок находится в постоянной стрессовой фрустрации - физическом бездействии на уроках. Стрессовые нагрузки сказываются и на положении ребенка в социуме (самочувствие, уверенность, самореализация). Некомпенсированный стресс – психосоматическая дезадаптация (ПСД) - болезнь, которая по своим разрушительным воздействиям не менее страшна, чем Спид. Предшественниками и признаками психосоматической дезадаптации на начальной стадии является психосоматические зажимы и неврозы, т.к. детскому возрасту присуща низкая сопротивляемость и чрезмерная реакция на раздражители. Поэтому, целью исследований в экспериментальных школах является выявление причин вызывающих школьников ПСД. Первые признаки - психосоматические зажимы и разнообразные жалобы, которые нельзя отнести к функции медицины, не подвержены они и медикаментозному лечению, но доставляют много неприятностей ребёнку, влияют на его эмоциональное и социальное здоровье.
Метод анонимного анкетирования позволил выявить жалобы детей характерные для начальной стадии ПС: неуверенность в себе, испытывают страх, когда вызывают к доске, выраженная усталость после уроков, нарушение сна и т.д.
Анкета первичной диагностики некомпенсированного стресса (психологической дезадаптации) у учащихся 5 –8 -х классов:
1. Уверены ли вы в себе?
2. Испытываете ли вы страх, когда вас вызывают к доске?
3. Сильно ли вы переживаете неудачи в школе?
4. Хорошо ли вы себя чувствуете на уроках?
5. Устаете ли вы после школы
6. Хорошо ли вы засыпаете?
7. Отдыхаете ли вы после школы?
8. Сколько времени занимает подготовка д / з? а) более 3 - х часов б) менее 3 -х часов
9.Смотрите ли вы телевизор более 2 - х часов в день?
Полученные результаты.
Анкетирование учащихся в течение 4-х лет, т. е. когда они обучались в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом классах с целью выявления у них причин ПСД, показало, что именно пятиклассники испытывают страх, когда вызывают к доске, сильно переживают неудачи в школе, а также сильно устают. Учащиеся 5 - х классов трудно адаптируется к учебному процессу. А вот выполняют домашнее задание более 3-х часов в 8-ом классе. Независимо от возраста более половины учащихся плохо засыпают. С возрастом учащиеся все менее соблюдают распорядок дня.
Рекомендации:
1.Наличие валеологической службы позволит своевременно выявить и устранить причины, приводящие к ПСД.
2. С целью снятия стрессовых ситуаций, связанных со стереотипом мышления учителей, ориентированных и детей на формирование знаний, умений и навыков, расширения поля знаний учащихся, необходимо проводить психологические тренинги для педагогов.
3. За каждым классом должен быть закреплён психолог, который вместе с валеологом отслеживает психологическую атмосферу в классе, своевременно корректирует возникшие негативы.
4. Учителям - предметникам задавать домашнее задание в соответствии с нормой, особенно в старших классах.
5. Проводить беседы с учениками и их родителями с целью ограничения просмотра телевизионных передач.
6. Классным руководителям проводить классные часы на темы «Мой режим дня», «Как правильно готовиться ко сну», «Как правильно питаться» и так далее.
7. Обратить особое внимание на пятиклассников, в связи с тем, что они трудно адаптируются, им тяжело и физически, и психологически.
Библиографический список1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – Москва, 2000.
2. Белобрыкина О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы. – М.: Психологическая наука и школа, 2005, №2.
3. Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической успешности адаптации детей к школьным условиям ∕∕ Мир психологии. – 2002.
4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2009.
Чакрян А.В. Создание и апробация системы валеологической диагностики дезадаптации учащихся // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Диагностика функциональных состояний в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года позволяет своевременно выявить признаки переутомления и предпринять профилактические меры. Одним из направлений диагностической работы является работа по предупреждению психосоматической дезадаптации (ПСД) — величайшим открытием и бедствием ХХI века.
Согласно классическому определению самого Г. Селье, стресс специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Г.Селье выделяет три фазы стресса:
1) реакция тревоги, отражающая мобилизацию всех ресурсов организма;
2) фаза сопротивления, когда благодаря предшествующей мобилизации удаётся успешно справиться с вызвавшими стресс воздействиями без какого - либо видимого ущерба для здоровья;
3) фаза истощения, когда слишком длительная или слишком интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма, в результате возникают предпосылки для развития самых разнообразных заболеваний.
Теоретическая проблема, которая не донца была решена Г.Селье, состоит в том, что стресс, даже длительный и интенсивный, не всегда приводит к снижению адаптации. Стрессом в его широком понимании являются и любовь, и творчество, безусловно, повышающие защитные силы организма. В то же время кратковременные и, казалось бы, незначительные воздействия иногда приводят к тяжелым последствиям.
В противоположность стрессу Г. Селье ввёл понятие «дистресс» как состояние, вредное для здоровья. Дистресс в переводе с английского - горе, бедствие, истощение. В каких отношениях находятся стресс и дистресс? Советские учёные В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский на основании результатов своих исследований пришли к выводу, что стресс переходит в дистресс в тех случаях, когда живое существо отказывается от поиска выхода из нестерпимой ситуации, прекращает борьбу. А также когда человек временно теряет смысл дальнейшего существования.
У человека, в отличие от других живых существ, первое место занимает психологический стресс. Это связано с нашей способностью предвидеть и планировать будущее. Стрессорами становятся не только уже свершившиеся события, но и те, которые ещё не произошли и, возможно, не произойдут вообще. Угроза стресса особенно велика для людей, которые ставят перед собой недостижимые цели (например, всегда быть лучшим); пытаются контролировать события, не находящиеся в их власти; не готовы контролировать свое поведение в соответствии с меняющейся ситуацией.
Естественно, чтоб чтобы избежать дистресс надо быть прежде всего гибким, продумывать опробовать все возможные способы решения проблем, не зацикливаться лишь на одном из них. Уметь смириться с поражением и в порядке отступить, чтобы осуществить прорыв на другом участке. И, конечно, учитывать физиологию собственного организма: не позволять адреналину и другим гормонам «крушить» все. К сожалению, специфика организации жизни ребенка в школе способствует постоянному проявлению дистресса, т.к. ребёнок не умеет адаптировать к стрессовым ситуациям свой организм. Самая эффективная защита - мышечная работа. Ещё Аристотель указывал, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как продолжительное физическое воздействие. Ребёнок находится в постоянной стрессовой фрустрации - физическом бездействии на уроках. Стрессовые нагрузки сказываются и на положении ребенка в социуме (самочувствие, уверенность, самореализация). Некомпенсированный стресс – психосоматическая дезадаптация (ПСД) - болезнь, которая по своим разрушительным воздействиям не менее страшна, чем Спид. Предшественниками и признаками психосоматической дезадаптации на начальной стадии является психосоматические зажимы и неврозы, т.к. детскому возрасту присуща низкая сопротивляемость и чрезмерная реакция на раздражители. Поэтому, целью исследований в экспериментальных школах является выявление причин вызывающих школьников ПСД. Первые признаки - психосоматические зажимы и разнообразные жалобы, которые нельзя отнести к функции медицины, не подвержены они и медикаментозному лечению, но доставляют много неприятностей ребёнку, влияют на его эмоциональное и социальное здоровье.
Метод анонимного анкетирования позволил выявить жалобы детей характерные для начальной стадии ПС: неуверенность в себе, испытывают страх, когда вызывают к доске, выраженная усталость после уроков, нарушение сна и т.д.
Анкета первичной диагностики некомпенсированного стресса (психологической дезадаптации) у учащихся 5 –8 -х классов:
1. Уверены ли вы в себе?
2. Испытываете ли вы страх, когда вас вызывают к доске?
3. Сильно ли вы переживаете неудачи в школе?
4. Хорошо ли вы себя чувствуете на уроках?
5. Устаете ли вы после школы
6. Хорошо ли вы засыпаете?
7. Отдыхаете ли вы после школы?
8. Сколько времени занимает подготовка д / з? а) более 3 - х часов б) менее 3 -х часов
9.Смотрите ли вы телевизор более 2 - х часов в день?
Полученные результаты.
Анкетирование учащихся в течение 4-х лет, т. е. когда они обучались в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом классах с целью выявления у них причин ПСД, показало, что именно пятиклассники испытывают страх, когда вызывают к доске, сильно переживают неудачи в школе, а также сильно устают. Учащиеся 5 - х классов трудно адаптируется к учебному процессу. А вот выполняют домашнее задание более 3-х часов в 8-ом классе. Независимо от возраста более половины учащихся плохо засыпают. С возрастом учащиеся все менее соблюдают распорядок дня.
Рекомендации:
1.Наличие валеологической службы позволит своевременно выявить и устранить причины, приводящие к ПСД.
2. С целью снятия стрессовых ситуаций, связанных со стереотипом мышления учителей, ориентированных и детей на формирование знаний, умений и навыков, расширения поля знаний учащихся, необходимо проводить психологические тренинги для педагогов.
3. За каждым классом должен быть закреплён психолог, который вместе с валеологом отслеживает психологическую атмосферу в классе, своевременно корректирует возникшие негативы.
4. Учителям - предметникам задавать домашнее задание в соответствии с нормой, особенно в старших классах.
5. Проводить беседы с учениками и их родителями с целью ограничения просмотра телевизионных передач.
6. Классным руководителям проводить классные часы на темы «Мой режим дня», «Как правильно готовиться ко сну», «Как правильно питаться» и так далее.
7. Обратить особое внимание на пятиклассников, в связи с тем, что они трудно адаптируются, им тяжело и физически, и психологически.
Библиографический список1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – Москва, 2000.
2. Белобрыкина О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы. – М.: Психологическая наука и школа, 2005, №2.
3. Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической успешности адаптации детей к школьным условиям ∕∕ Мир психологии. – 2002.
4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2009.