Библиографическое описание:
Якименко Е.А. Роль сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру.
Cюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи. Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем уровне психического
развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношениям в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В. Краснощековой.
Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов.
Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.
Детский возраст – это время чудес и много всего интересного, где дети познают, учатся и расширяют свой кругозор.
На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые сформировались в быту.
Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать, размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же взрослых, то есть переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими действиями.
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В своей работе со старшими дошкольниками, детьми с нарушением слуха в сюжетно – ролевой игре я использую: беседы по играм, просмотр видеопрезентаций, рисование, аппликацию по играм, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, прочитывание адаптированных текстов, изготовление плакатов, атрибутов для игры (конвертов, почтового ящика, журналов и т.д.), дидактические игры: «Разрезные картинки», «Профессии»», «Лото», пазлы «Виды профессий», «Кому что нужно» и многое другое.
В процессе сюжетно – ролевых игр дети приобретут знания о разных профессиях, о труде взрослых. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Практика показывает, что дети становятся более увереннее играть друг с другом в сюжетно ролевые игры, находить общий язык, договариваться между собой. У детей обогащается словарный запас, диалогическая речь становиться лучше. Они аккуратнее и бережнее относятся к игровым атрибутам.
В игровых ситуациях у детей появляется опыт, что способствует в дальнейшем к развитию сюжетов.
Использованная литература:
1. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова: Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников-2010 г
2. Н.Ф Комарова,: «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду».- 2012 г.
3. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987.
4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).
Якименко Е.А. Роль сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру.
Cюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им.
Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи. Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем уровне психического
развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношениям в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В. Краснощековой.
Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов.
Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.
Детский возраст – это время чудес и много всего интересного, где дети познают, учатся и расширяют свой кругозор.
На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые сформировались в быту.
Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать, размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же взрослых, то есть переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими действиями.
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В своей работе со старшими дошкольниками, детьми с нарушением слуха в сюжетно – ролевой игре я использую: беседы по играм, просмотр видеопрезентаций, рисование, аппликацию по играм, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, прочитывание адаптированных текстов, изготовление плакатов, атрибутов для игры (конвертов, почтового ящика, журналов и т.д.), дидактические игры: «Разрезные картинки», «Профессии»», «Лото», пазлы «Виды профессий», «Кому что нужно» и многое другое.
В процессе сюжетно – ролевых игр дети приобретут знания о разных профессиях, о труде взрослых. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Практика показывает, что дети становятся более увереннее играть друг с другом в сюжетно ролевые игры, находить общий язык, договариваться между собой. У детей обогащается словарный запас, диалогическая речь становиться лучше. Они аккуратнее и бережнее относятся к игровым атрибутам.
В игровых ситуациях у детей появляется опыт, что способствует в дальнейшем к развитию сюжетов.
Использованная литература:
1. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова: Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников-2010 г
2. Н.Ф Комарова,: «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду».- 2012 г.
3. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987.
4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).