Актуальные вопросы начального общего образования

Бакшеева Н. В., Ефимова Т. В., Газукина Е. Ю. Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


В современный период развития общеобразовательной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой идеей занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако, в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах, в которых делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому можно сделать вывод, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования в целом.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На уроках давать детям задания творческого характера.
3. Использование проблемных ситуаций на уроке.
4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей.
5. Исследования по различным темам.
6. Создание портфолио детьми.
7.Работас родителями.
Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, наблюдает и познает окружающий мир.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Для решения цели и задачи развития творческих способностей младших школьников нужно учитывать и исходные принципы:
1. Знания - фундамент творчества, так как творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний.
2. Строгий отбор учебного материала.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
4. Разностороннее развитие ученика.
5. Формирование устойчивого интереса к учению.
6. Обучение грамотному выполнению заданий.
7. Постоянный контроль.
8. Индивидуальный подход.
Творчество - это воплощение индивидуальности форма самореализации личности; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- учить детей замечать противоречия;
- помогать детям, видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании;
- одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Хотелось бы особое внимание уделить развитию вариативности мышления у младших школьников при изучении математики.
Под вариативностью мышления в психоло­гии понимают способность человека нахо­дить разнообразные решения. Показателя­ми развития вариативности мышления яв­ляются его продуктивность, самостоятель­ность, оригинальность и разработанность. Вариативность мышления определяет воз­можности личности творчески мыслить, по­могает лучше ориентироваться в реальной жизни. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, кото­рый является оптимальным в данной ситуа­ции. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и вы­бирать среди большего числа решений.
Развитие вариативности мышления име­ет значение и для обучения математике. Так, проявление этого качества мышления требу­ется, например, при решении задач с по­мощью подбора, когда ученик рассматривает все возможные ситуации, анализирует их и исключает несоответствующие условию.
Вот несколько заданий, которые способствуют развитию вариативности мышления младших школьников. Их можно разбить на 3 группы:
1) имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами;
2) имеющие несколько вариантов ответа, при чем их нахождение осуществляется одним и тем же способом;
3) имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами.
Задания, способствующие развитию продуктивности, должны содержать указание на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет количество найденных учеником вариантов.
Развитию логического мышления младших школьников способствует решение нестандартных задач.
Нестандартная зада­ча — это задача, алгоритм решения кото­рой учащимся неизвестен, т.е. ученики не знают заранее ни способов ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в за­висимости от того, знакомы ли учащиеся со способами решения таких задач. Нестандарт­ная задача, в отличие от традиционной, не может быть решена по какому-либо извест­ному им алгоритму. Такие задачи не сковы­вают ученика жесткими рамками одного ре­шения. Необходим поиск решения, что тре­бует творческой работы мышления и спосо­бствует его развитию.
Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу, в ма­тематике нет, так как нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Однако при обучении решению нестандартных за­дач можно и нужно следовать тем же педа­гогическим условиям, что и при работе со стандартными задачами. Рассмотрим неко­торые из них.
Во-первых, необходимо вызвать у уча­щихся интерес к решению той или иной за­дачи. Для этого надо тщательно отбирать интересные задачи и делать их привлека­тельными для школьников. Это могут быть задачи-шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения, отгадывание чисел, математические фокусы и т.п.
Во-вторых, задачи не должны быть ни слишком легкими, ни очень трудными, так как, не решив задачу или не разобравшись в решении, предложенном учителем, школьники могут потерять веру в свои си­лы. В этом случае важно соблюсти меру по­мощи. Прежде всего, учитель не должен знакомить учащихся с уже готовым решени­ем. Подсказка должна быть минимальной.
В-третьих, работу по обучению реше­нию нестандартных задач следует вести систематически, начиная с 1 класса.
При решении нестандартных задач при­меняются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифмети­ческий, графический, практический, метод предположения, метод перебора.
Известно, что существуют определен­ные этапы решения задачи, выполнение которых позволяет считать решение завер­шенным полностью:
1) анализ текста задачи;
2) составление плана решения (гипотеза решения);
3) осуществление выработанного плана;
4) исследование полученного решения.
Особенно труден для учащихся первый этап — анализ текста задачи. Поэтому необ­ходимо с самого начала обучения решению задач формировать у младших школьников общее умение анализировать задачи. В тексте задачи важны и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. При работе с математической моделью за­дачи (числовым выражением или уравне­нием) часть этих деталей опускается. Педа­гог учит умению абстрагироваться от некоторых свойств и использовать другие.
Решающее значение имеет умение най­ти и составить план решения задачи. С этой целью используют рассуждения от данных к искомым величинам (синтетический) и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным (известным) величинам (аналити­ческий), возможна их комбинация (аналитико-синтетический способ рассуждений). Поиск плана решения задачи можно осуще­ствлять, например, с помощью аналогии, установив сходство отношений в данной за­даче с отношениями в задаче, решенной ра­нее. Хорошим средством для нахождения плана решения могут являться постановка вопросов и решение вспомогатель­ных задач. Вообще процесс решения любой нестандартной задачи состоит в последова­тельном применении двух основных опера­ций: 1) сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной (способ моделирования); 2) разбиение нестандартной задачи на нес­колько вспомогательных стандартных под­задач (способ разбиения). Для того чтобы легче было осуществлять способы разбие­ния и моделирования, полезно с самого на­чала при решении нестандартных задач приучить детей к построению вспомога­тельной модели задачи — схемы, чертежа, рисунка, графа, графика, таблицы, осущест­влению инсценировки. Это способствует развитию конкретного и абстрактного мышления во взаимосвязи между собой, так как модель задачи, с одной стороны, да­ет возможность конкретно представить за­висимости между величинами, входящими в задачу, а с другой — способствует абстра­гированию от сюжетных деталей, от пред­метов, описанных в тексте задачи.
Что касается третьего этапа, то он часто реализуется уже при составлении плана решения либо может быть реализован без особого труда. Четвертый же этап следует считать необязательным, но желательно и его осуществлять там, где это возможно.
Обратим внимание, что в предложенной нестандартной задаче заложена возмож­ность ее принципиальной трансформации по уровню сложности как за счет изменения числовых данных, так и за счет изменения условий и требования. Например, можно рассмотреть следующую задачу: «На столе у учителя лежали тетради. Когда учитель отобрал из них тетради в клетку, которых оказалось 5, то среди оставшихся тетрадей оказалось 3 тетради в зеленой обложке. Сколько тетрадей в зеленой обложке могло лежать на столе сначала?» Следует также иметь в виду, что последовательная работа с серией задач такого типа может быть нап­равлена на развитие умения классифициро­вать по двум независимым свойствам, что позволяет получить четыре класса. В дан­ном случае это такие классы: 1) тетради в клетку в зеленой обложке; 2) тетради в клет­ку, но не в зеленой обложке; 3) тетради в зе­леной обложке, но не в клетку; 4) тетради не в клетку и не в зеленой обложке.
Начинать знакомство с нестандартными задачами лучше: 1) с задач с недостающими данными, которые способствуют развитию нешаблонного анализа; 2) с нерешаемых за­дач, развивающих умение осуществлять анализ новой ситуации; 3) с заданий на оп­ределение закономерности, направленных на формирование умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формулировать гипотезы преобразования данной ситуации; 4) с заданий на формирование умения проводить дедуктивные рассуждения (при их решении учащиеся смогут проявить смекалку, догадаться решается или вообще не решается эта задача, есть лишние данные или данных не хватает).
Что радует учителя на обычном уроке? Быстрая реакция учеников на вопросы учителя, «лес» поднятых рук и т. д. То же са­мое на занятиях по развитию творческих способностей учащихся насторожит учите­ля — значит, дети не подумали, не проанализировали прочего, это занятие отличается от урока тем, что на нем у ребенка больше возмож­ности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задачи. Эти занятия не ограничены учебной программой и временны­ми рамками. Приведу пример одного из таких занятий по математике, на котором дети, путешествуя с Точкой по сказочной стране Геометрии, получают первоначальные пред­ставления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и т. д.; играя в игру «Внимание», развивают произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо сформировано; решая логические задачи, на смекалку, задачи-шут­ки и т. д., учатся думать, мыслить, причем мыслить нестандартно.
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.
Первоклассники с удовольствием идут в школу 1-го сентября. Для них обучение в школе кажется чем-то загадочным и интересным. Практически все они верят в успех. Учителю важно с первых дней укрепить в них эту веру, сделать обучение доступным, занимательным, современным.

 

2020