В современный период развития общеобразовательной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой идеей занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако, в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание". Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах, в которых делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому можно сделать вывод, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования в целом. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников: 1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей. 2. На уроках давать детям задания творческого характера. 3. Использование проблемных ситуаций на уроке. 4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей. 5. Исследования по различным темам. 6. Создание портфолио детьми. 7.Работас родителями. Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, наблюдает и познает окружающий мир. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Для решения цели и задачи развития творческих способностей младших школьников нужно учитывать и исходные принципы: 1. Знания - фундамент творчества, так как творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. 2. Строгий отбор учебного материала. 3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. 4. Разностороннее развитие ученика. 5. Формирование устойчивого интереса к учению. 6. Обучение грамотному выполнению заданий. 7. Постоянный контроль. 8. Индивидуальный подход. Творчество - это воплощение индивидуальности форма самореализации личности; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества: - предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; - воздерживаться от оценок; - учить детей замечать противоречия; - помогать детям, видеть аналогии; - учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации; - преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь; - доверяться догадке, интуиции; - воспринимать новшества и изменения, не противиться им; - развивать потребность в учении и самообразовании; - одним из условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которое пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. Хотелось бы особое внимание уделить развитию вариативности мышления у младших школьников при изучении математики. Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большего числа решений. Развитие вариативности мышления имеет значение и для обучения математике. Так, проявление этого качества мышления требуется, например, при решении задач с помощью подбора, когда ученик рассматривает все возможные ситуации, анализирует их и исключает несоответствующие условию. Вот несколько заданий, которые способствуют развитию вариативности мышления младших школьников. Их можно разбить на 3 группы: 1) имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами; 2) имеющие несколько вариантов ответа, при чем их нахождение осуществляется одним и тем же способом; 3) имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами. Задания, способствующие развитию продуктивности, должны содержать указание на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет количество найденных учеником вариантов. Развитию логического мышления младших школьников способствует решение нестандартных задач. Нестандартная задача — это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, т.е. ученики не знают заранее ни способов ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, знакомы ли учащиеся со способами решения таких задач. Нестандартная задача, в отличие от традиционной, не может быть решена по какому-либо известному им алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию. Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу, в математике нет, так как нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы. Однако при обучении решению нестандартных задач можно и нужно следовать тем же педагогическим условиям, что и при работе со стандартными задачами. Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, необходимо вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого надо тщательно отбирать интересные задачи и делать их привлекательными для школьников. Это могут быть задачи-шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения, отгадывание чисел, математические фокусы и т.п. Во-вторых, задачи не должны быть ни слишком легкими, ни очень трудными, так как, не решив задачу или не разобравшись в решении, предложенном учителем, школьники могут потерять веру в свои силы. В этом случае важно соблюсти меру помощи. Прежде всего, учитель не должен знакомить учащихся с уже готовым решением. Подсказка должна быть минимальной. В-третьих, работу по обучению решению нестандартных задач следует вести систематически, начиная с 1 класса. При решении нестандартных задач применяются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифметический, графический, практический, метод предположения, метод перебора. Известно, что существуют определенные этапы решения задачи, выполнение которых позволяет считать решение завершенным полностью: 1) анализ текста задачи; 2) составление плана решения (гипотеза решения); 3) осуществление выработанного плана; 4) исследование полученного решения. Особенно труден для учащихся первый этап — анализ текста задачи. Поэтому необходимо с самого начала обучения решению задач формировать у младших школьников общее умение анализировать задачи. В тексте задачи важны и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. При работе с математической моделью задачи (числовым выражением или уравнением) часть этих деталей опускается. Педагог учит умению абстрагироваться от некоторых свойств и использовать другие. Решающее значение имеет умение найти и составить план решения задачи. С этой целью используют рассуждения от данных к искомым величинам (синтетический) и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным (известным) величинам (аналитический), возможна их комбинация (аналитико-синтетический способ рассуждений). Поиск плана решения задачи можно осуществлять, например, с помощью аналогии, установив сходство отношений в данной задаче с отношениями в задаче, решенной ранее. Хорошим средством для нахождения плана решения могут являться постановка вопросов и решение вспомогательных задач. Вообще процесс решения любой нестандартной задачи состоит в последовательном применении двух основных операций: 1) сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной (способ моделирования); 2) разбиение нестандартной задачи на несколько вспомогательных стандартных подзадач (способ разбиения). Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения и моделирования, полезно с самого начала при решении нестандартных задач приучить детей к построению вспомогательной модели задачи — схемы, чертежа, рисунка, графа, графика, таблицы, осуществлению инсценировки. Это способствует развитию конкретного и абстрактного мышления во взаимосвязи между собой, так как модель задачи, с одной стороны, дает возможность конкретно представить зависимости между величинами, входящими в задачу, а с другой — способствует абстрагированию от сюжетных деталей, от предметов, описанных в тексте задачи. Что касается третьего этапа, то он часто реализуется уже при составлении плана решения либо может быть реализован без особого труда. Четвертый же этап следует считать необязательным, но желательно и его осуществлять там, где это возможно. Обратим внимание, что в предложенной нестандартной задаче заложена возможность ее принципиальной трансформации по уровню сложности как за счет изменения числовых данных, так и за счет изменения условий и требования. Например, можно рассмотреть следующую задачу: «На столе у учителя лежали тетради. Когда учитель отобрал из них тетради в клетку, которых оказалось 5, то среди оставшихся тетрадей оказалось 3 тетради в зеленой обложке. Сколько тетрадей в зеленой обложке могло лежать на столе сначала?» Следует также иметь в виду, что последовательная работа с серией задач такого типа может быть направлена на развитие умения классифицировать по двум независимым свойствам, что позволяет получить четыре класса. В данном случае это такие классы: 1) тетради в клетку в зеленой обложке; 2) тетради в клетку, но не в зеленой обложке; 3) тетради в зеленой обложке, но не в клетку; 4) тетради не в клетку и не в зеленой обложке. Начинать знакомство с нестандартными задачами лучше: 1) с задач с недостающими данными, которые способствуют развитию нешаблонного анализа; 2) с нерешаемых задач, развивающих умение осуществлять анализ новой ситуации; 3) с заданий на определение закономерности, направленных на формирование умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формулировать гипотезы преобразования данной ситуации; 4) с заданий на формирование умения проводить дедуктивные рассуждения (при их решении учащиеся смогут проявить смекалку, догадаться решается или вообще не решается эта задача, есть лишние данные или данных не хватает). Что радует учителя на обычном уроке? Быстрая реакция учеников на вопросы учителя, «лес» поднятых рук и т. д. То же самое на занятиях по развитию творческих способностей учащихся насторожит учителя — значит, дети не подумали, не проанализировали прочего, это занятие отличается от урока тем, что на нем у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задачи. Эти занятия не ограничены учебной программой и временными рамками. Приведу пример одного из таких занятий по математике, на котором дети, путешествуя с Точкой по сказочной стране Геометрии, получают первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и т. д.; играя в игру «Внимание», развивают произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо сформировано; решая логические задачи, на смекалку, задачи-шутки и т. д., учатся думать, мыслить, причем мыслить нестандартно. Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Первоклассники с удовольствием идут в школу 1-го сентября. Для них обучение в школе кажется чем-то загадочным и интересным. Практически все они верят в успех. Учителю важно с первых дней укрепить в них эту веру, сделать обучение доступным, занимательным, современным.