НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лапаева М. В. Создание ситуации успеха на логопедических занятиях с использованием леготехнологий

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Создание ситуации успеха - специально организованная деятельность педагога, когда ребенок чувствует радость от процесса или результатов своей деятельности.
Условия создания ситуации успеха:
·          доброжелательность педагога (расположенность, ожидание выполнения, интерес к окончательному результату - все это снимает психологическую зажатость, активизирует ребенка, снижает страх перед неудачей;
·          ребенку с нарушениями речи должно быть интересно выполнять задания, которые требуются от него на данном этапе. Они должны соответствовать возможностям каждого ребенка;
·          игровые задания, речевой материал необходимо сочетать с занимательностью;
·          поощрения использовать так, чтобы дело, которым хотим увлечь, было выполнимым;
·          внушение педагога - интонационно насыщенный способ убеждения ребенка в вере в него;
·          искренняя похвала даже за незначительный успех.
Действия педагога, создающие ситуацию успеха:
·          не заострять внимание ребенка на отрицательных моментах;
·          чаще улыбаться, использовать шуточные высказывания;
·          отмечать индивидуальность ребенка;
·          не сравнивать ребенка с другими детьми.
Этап постановки и автоматизации звуков - очень длительный и однообразный процесс. Это многократное повторение артикуляционных упражнений, слов, предложений с определенным звуком. Это сложно и не всегда интересно. Как правило, сам ребенок не всегда заинтересован в исправлении речевых дефектов, поэтому вскоре логопедические занятия перестают нравиться. Эти все трудности можно преодолеть через игру.
При исправлении речевых нарушений моделируются различные игровые ситуации речевого общения, относящиеся к практическим методам логопедического воздействия.
Целью использования игровых технологий в коррекционной работе логопеда является повышение мотивации ребенка к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности. В игре ребенок развивает речевые навыки, свободно выражая свои мысли и чувства.
Игра положительно влияет на общее психическое состояние, активизирует фантазию и воображение. Игровые приемы помогают чередовать виды речевой деятельности, освобождая детей от однообразных приемов.
Поэтому в ходе коррекционной работы с детьми необходимо создавать эмоционально насыщенную обстановку, игровые ситуации с максимальной речевой активностью.
Отличным способом создания таких игровых ситуаций является лего-технология.
Преимущества лего-технологии перед другими игровыми приемами:
·          при использовании конструктора Лего ребенок создает яркие и привлекательные постройки независимо от его навыков;
·          в работе с конструктором появляется чувство безопасности, так как процесс конструирования ребенок может контролировать;
·          с поделками из конструктора можно играть, не боясь испортить и пораниться;
·          конструктор Лего не вызывает негативного отношения, поэтому коррекционная работа воспринимается как игра;
·          на занятии необязательно сохранять статичную сидячую позу, что очень важно для соматически ослабленных детей, так как конструктор можно расположить и на полу, и на ковре, и на стене;
·          действия с конструктором позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможности их реализации.
Применение лего-технологий в работе логопеда дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологически комфортом. Их использование делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая в свою очередь не вызывает у них негативизма, приучает к внимательности и точному выполнению инструкций, что помогает лучшему усвоению закрепляемого материала.
Коррекционно-развивающий процесс становится более эффективным и результативным, творчески варьируя сочетаемость разных игровых технологий, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка.
Комбинация коррекционных и игровых приемов позволяет индивидуализировать процесс развития речи дошкольников с ее нарушениями, способствует положительному эмоциональному состоянию детей и приводит к хорошим результатам в логопедической работе.
Библиографический список
Белкин. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 – 168 с.
Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений: сборник статей. - М.: Линка – Пресс, 2008 – 228 с.
Формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.- сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007 – 133 с.
2021