Разумная Н.В. Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР
Библиографическое описание:
Разумная Н.В. Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Тема «Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР» выбрана мной не случайно. Согласно Приказа Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня 2020 г. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные общеобразовательные программы» с 2020-2021 учебного года во всех образовательных организациях Приморского края, должен быть реализован курс «Краеведение». Требования стандартов 2010 и 2021 года к личностным результатам обучающихся, освоивших ООП НОО, также указывают нам на необходимость реализации краеведческого компонента в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что в большинстве регионов Российской Федерации курс «Краеведение» ведется на протяжении нескольких десятилетий, региональными органами власти инициируется разработка образовательных программ и издание учебных пособий по всем ступеням и даже классам обучения, а педагогами накоплен колоссальный опыт преподавания данного курса.
В школах Приморского края региональный компонент реализуется тремя основными способами. В ряде школ краеведение преподается отдельным предметом за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений или в рамках курсов внеурочной деятельности. Большинство школ имеет опыт интеграции краеведения в учебные предметы, такие как: окружающий мир и литературное чтение в начальной школе, история, литература, география и биология в старшей школе. В нашей школе краеведение также интегрируется во все вышеперечисленные предметы, в том числе в курсы ОРКСЭ и ОДНКНР.
Использование краеведческого материала на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР не только развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся, но и способствует формированию нравственных качеств. Учителю предоставляется возможность показать учащимся уникальные природные, этнические или культурные особенности своего региона, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию.
Организация работы по внедрению регионального компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР имеет ряд отличительных особенностей:
· увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;
· отход от традиционного урока;
· увеличение объёма практических работ поискового и исследовательского характера;
· создание на уроках атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации.
Главной задачей такой работы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.
Я расскажу о некоторых формах работы, которые я использую на своих уроках.
Так при изучении темы «Храм» на уроках ОРКСЭ, мы проводим урок-экскурсию в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровка. В ходе первой части урока-экскурсии и беседы с настоятелем храма отцом Стефаном, ребята знакомятся с устройством православного храма, получают ответы на волнующие их вопросы. Во второй части урока, группы учащиеся изучают фотографию храма и копию статьи из газеты «Епархиальные ведомости» за 1889 г. Работая с данными источниками информации, ребята узнают, что своего храма у жителей села Струговка не было, но они принимали активное участие в строительстве первого храма в Покровке. Выясняют, что в годы гонений на церковь этот храм был разрушен до основания и только по старым фотографиям и по описаниям в данной статье мы можем восстановить его облик. Сравнивая визуальный источник и информацию в статье, учащиеся приходят к выводу о том, что на фотографии действительно изображен храм, построенный в Покровке в конце 19 века.
Нужно отметить, что на сайте Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького в разделе «Переселенческий пункт», и на сайте «Краеведение Приморского края» учитель может найти полезную информацию для своих уроков, в том числе оцифрованные книги и периодические издания конца 19 - начала 20 века. Особую ценность представляют Памятные книжки Приморской области, а также Сборники документов и материалов, составленные сотрудниками Российского Государственного исторического архива Дальнего Востока. Данные материалы учитель может использовать для организации исследовательской и поисковой работы учащихся.
В ходе изучения темы «Икона», учащиеся собирают информацию о православных святынях Приморской земли. Изучая историю Образов Божией Матери «Обьятия Отча» и «Порт-Артурская», ребята не только получают представления о том, что такое икона и как она устроена, но и узнают о ходе освоения Южно-Уссурийского края, создания первых православных монастырей на его территории, знакомятся с героическими событиями русско-японской войны 1904-1905 гг. По возможности можно совершить паломническую поездку в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Линевичи или побывать в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Владивостока, где в настоящий момент пребывают эти святыни.
Житие священномученника Андрея Зимина, настоятеля Рождество-Богородицкой церкви в селе Черниговка, рассказывает о трагических событиях, происходивших в нашем крае в годы Гражданской войны. Учитель может использовать житие и архивные материалы о жизни святого на уроках по темам: «Икона» и «Подвиг».
Организация работы по региональному компоненту в учебной деятельности направлена на развитие личности учащихся, их творческий поиск, организацию совместной работы учащихся. Формы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов.
Работу по составлению Книги памяти села Струговка мы начинали много лет назад в рамках школьного проекта, приуроченного к юбилейной дате окончания Великой Отечественной войны. Постепенно она стала реализовываться на уроках ОРКСЭ при изучении тем: «Подвиг» и «Защита Отечества», и на уроках ОДНКНР по темам: «Береги землю родимую как мать любимую» и «Жизнь ратными подвигами полна».
Участие в проектах «Книга памяти» и «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим родственникам). Недостаток сведений семейных архивов учащиеся компенсирует изучением документальных сведений из обобщенных баз данных «Память народа», «Мемориал» и др. В свою очередь полученные сведения ребята размещают на сайтах «Бессмертный полк» и «Дорога памяти». Нередко учащиеся приносят на уроки уникальные экспонаты: фотографии родственников военных лет, письма с фронта, боевые награды.
В течение нескольких лет наша школа совместно с районным историко-краеведческим музеем участвует в проекте «Дорогой памяти и славы», в ходе которого учащиеся совершают поездку к местам захоронений советских воинов, погибших в войне с Японией в августе-сентябре 1945 г., расположенным на территории Октябрьского округа. Накануне экскурсии учащиеся изучают источники информации по захоронениям воинов, систематизируют полученную информацию и составляют экскурсионный маршрут. В ходе работы над проектом, нам удалось установлено, что на территории нашего села имелось аналогичное захоронение воинов, погибших в госпитале от ран, но со временем сведения о нем были утрачены и нам предстоит работа по обнаружению и восстановлению этого захоронения.
«Имена героев в названиях улиц» - еще один проект, связанный с событиями Великой Отечественной войны и войны с Японией. На мемориальном комплексе в приграничном селе Полтавка расположена могила Героя Советского Союза Александра Фирсова, чьим именем названа улица во Владивостоке, а также поселок Фирсово в Хасанском районе. Знакомство с биографией и описанием подвига 20-летнего Героя, погибшего в свой день рождения не оставляет равнодушными современных девчонок и мальчишек. Именем Героя Советского Союза Георгия Попова, участника войны с Японией названа улица в городе Николаевске-на-Амуре. Его могила расположена на территории Октябрьского округа в селе Фадеевка. Георгий Попов и Александр Фирсов повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру японского дота
Генеалогия и фамильная история – ресурс, который также может использовать учитель на своих уроках при изучении тем: «Христианская семья», «Семья – хранитель духовных ценностей». Составляя генеалогическое древо, учащиеся изучают и осваивают методы и способы поисковой и проектной деятельности, необходимые для работы над собственной родословной, развивают познавательную активность средствами генеалогических разысканий.
На уроках ОДНКНР по темам: «Люди труда», «В труде красота человека» учащиеся знакомятся с семейными архивами, собирают информацию о трудовых династиях своей семьи или села. Каждая трудовая династия – это не просто история. Это неравнодушные люди, которые последовали примеру своих родителей в выборе профессии и помогли детям найти свой путь в жизни.
Отрадно осознавать, что во многих семьях бережно хранятся реликвии, которые могут рассказать ребятам о трудовых подвигах их бабушек и дедушек, прабабабушек и прадедушек. Изучая семейные архивы, ребята с удивлением обнаруживают в них пожелтевшие вырезки из районных газет, старые потертые фотографии, правительственные награды, медали и ордена. Данная форма работы воспитывает у подрастающего поколения чувства заботы, любви к родительскому дому, к своей малой родине, уважения к историческому наследию, чувство гордости за свою родословную, осознания себя в качестве посредника между прошлым и будущем, предками и потомками.
Человеческая память не способна долго хранить мелкие детали, они обесцвечиваются и постепенно забываются. А фотографии не стареют. Детям рассматривать выцветшие фотографии не менее интересно, чем новые фото или видео. Работая с семейными альбомами, ребята получают информацию выбрать наиболее понравившуюся фотографию и подготовьте рассказ о ней. В классе ребята с удовольствием демонстрируют эти фотографии и рассказывают о том, кто запечатлен на фотографии или какое событие отражено на ней. Это способствует сохранению преемственности между поколениями и укреплению связи между ними, воспитает бережное отношение к историческому наследию современного общества, концентрирует внимание на моральных ценностях семьи, прививает навыки исследовательской работы.
Подводя итог, мне бы хотелось сказать о том, что «Краеведение» это огромный ресурс руках в педагога, который усиливает воспитательный и духовно-нравственный потенциал предметов ОРКСЭ и ОДНКНР.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня 2020 г. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные общеобразовательные программы». [Электронный ресурс]. URL: https://pkiro.ru/activities/proekty/kraevedenie/ (дата обращения: 05.01.2023).