Каждому возрасту присущи свои особенности, ознакомившись с их характеристиками, мы сможем грамотно построить процессы воспитания и обучения ребенка, сможем более чётко понимать его потребности и желания в тот или иной возрастной период, а главное сможем влиять на направление его развития. В этом разделе особое внимание мы хотим уделить характеристике психологических особенностей личности детей в возрасте 10-11 лет. Стоит отметить, что изменения в этом возрасте связаны не только с психологическим фоном, но также с его физиологией. В этот период времени происходит формирование структуры тканей и продолжение их роста. В 10-11 лет происходит ускорение роста, увеличивается масса мышц, но они еще не способны вынести длительного напряжения, поэтому в этом возрасте важно контролировать время физической нагрузки и отдыха. Многие дети могут испытывать комплексы и переживания из-за изменений, происходящих в их теле, отсюда появляется замкнутость, раздражительность и нежелание слушать взрослых. Дети 10 лет испытывают большую потребность в движениях, это следует учитывать, планируя учебный и воспитательный процессы. Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная эмоциональность восприятия. На выполнение определённых действий в этот период им требуется больше времени. Их внимание рассеяно, настроение переменчиво, они бывают раздражительны и капризны. На привычные замечания могут проявлять неадекватную реакцию, вследствие чего обостряются конфликты во взаимоотношениях, снижается успеваемость. Дети этого возраста отличаются повышенной активностью, у них есть желание действовать, расширяются границы их интересов, их начинают волновать «взрослые вопросы». Это является своеобразным пиком детской любознательности. Подобной познавательной активности дети не проявляют ни в младшем возрасте, ни в более старшем. Но, к сожалению педагогов, часто эта любознательность находится за рамками школьной программы. Поведенческие особенности в этот момент достаточно противоречивы. С одной стороны, дети кажутся неуправляемыми, с другой они открыты для сотрудничества. Они проявляют интеллектуальную зрелость, с ними возможен диалог на принципах партнёрского общения. Также дети проявляют интерес к собственному внутреннему миру, пытаются оценить себя. У детей появляется чувство взрослости. Ребёнок сопоставляет себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает своё общение и деятельность в связи с этим, ему хочется равноправия, уважения, самостоятельности, доверия со стороны взрослых. Но их чувство взрослости ещё не подкреплено реальной ответственностью за свои поступки. Порой у детей проявляется лживость, ее причиной может стать буйная фантазия ребёнка или желание скрыть свой неправильный поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер ещё только формируется, важно предупредить превращение этих часто временных, случайных психических состояний в черты характера. Дети очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что они наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - учебная деятельность. Новообразование, которое появляется на этом этапе - произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта. Социальная ситуация развития - освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. Поступать правильно в этом возрасте означает отвечать ожиданиям других. Для ребенка важно, чтобы о нём хорошо думали другие. Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения. Дети боятся общественного осуждения, осуждения большими социальными группами, они ориентируются на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения. Итак, делая вывод из всего вышесказанного, необходимо понимать, что все дети разные, темпы их роста и развития также различаются. Поэтому все возрастные этапы условны, кто-то быстрее достигает подросткового возраста, соответственно быстрее начинают проявляться все его признаки, кто-то дольше задерживается на стабильном этапе детства. Дети 10-11 лет проявляют различные тенденции в своем поведении, кто-то более, кто-то менее импульсивен, эмоционален, капризен, кто-то более и т.д. Возраст 10-11 лет связан с определением своего места в системе «я и общество», актуализируется деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих. Однако в то же время, как правило, детям в этом возрасте также важен процесс обучения, успешность в нем, оценка этой успешности окружающими.
Библиографический список
1). Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с. 2). Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с. 2). Терёхин В. А. Ощущения и восприятие. Учебник: Ростов-на-Дону, 2009. 270 с. 4). Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.