Актуальные вопросы дошкольного образования

Виноградова Ю.С. Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования

Библиографическое описание:

Виноградова Ю.С. Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Жизнь ребёнка протекает в сложно организованной среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.

По своему содержанию эта среда может быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п. Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.

Поскольку одной из задач современного дошкольного образования согласно новому Закону об образовании и Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования наиболее актуальна тема работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения: «Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования».

Важным условием развития ребенка является психолого-педагогическое сопровождение этого развития.

Ведущими исследователями в области психолого-педагогического сопровождения были отечественные психологи Э.М. Александровская, Е.И.Казакова, И.Чиркова, Е.А. Козырева, М. Р. Битянова.

«...сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности.

Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования в условиях модернизации.

Индивидуализация образования процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Она требует не воздействия на детей, а взаимодействие ними. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциала развития, потребностей и интересов.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:

· Целостная, открытая система диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;

· Развитие личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;

· Интеграция деятельности педагога, психолога, других специалистов, родителей, психологических центров.

Работу по психологическому сопровождению развития детей старшего дошкольного возраста необходимо строить следующим образом:

Основными целями работы являются:- обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

- расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.

Задачи сопровождения:

· Создать специальные условия для оказания помощи детям старшего дошкольного возраста, испытывающим трудности в развитии;

· Создать специальные условия для развития субъектной позиции старшего дошкольника;

· Максимальная реализация возможностей, резервов каждого ребенка старшего дошкольного возраста;

· Повысить психолого- педагогическую компетенцию педагогов, родителей по вопросам сопровождения развития ребенка;

· Профилактика различных нарушений в психическом и психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста;

· Выявление индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, их развитие. Осуществление индивидуального подхода;

Принципы сопровождения:

· Непрерывность сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе;

· Индивидуальный путь развития ребенка;

· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка;

· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, защита интересов ребенка;

· Построение коррекционной, развивающей работы на основе диагностики;

· Равноправное партнерство с семьей;

· Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Методическое обеспечение:

1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Приключения будующих первоклассников.- Речь., 2016 год.

2. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет.- Речь., 2016 год.

3. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.- Речь., 2016 год.

4. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет.- Речь., 2016 год.

5. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Успешная адаптация к ДОУ. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации.- Книголюб, 2008.

6. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. Приключения будующих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет - Речь, 2015.

7. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет - Речь, 2015.

8. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет - Речь, 2015.

9. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева, - Цветик – Семицветик. 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет - Речь, 2015.

10. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, И.А Козлова, А.С Тузаева. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей дошкольного возраста.- Речь, 2018.

11. М.И.Чистякова. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.

12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.. Методическое пособие/ Под.ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.

13. В.А. Гончарова, Т.А. Колосова, Моторные сказки для самых маленьких, -СПб, КАРО, 2012.-128 с.

14. Н.Л. Кряжева, Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.

15. Г.А. Османова. Превращение ладошки: Играем и развиваем мелкую моторику.- СПб.: КАРО, 2013.-64 с.

16. Н.В.Чуб. Готовимся к школе. Большая книга заданий и упражнений. 2013.

17. И.Е. Светлова. Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша.-М.: Эксмо, 2012.-168 с.

18. С. В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2011.

19.Л.В.Кокуева. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие.- М.: «Педагогическая литература»,2011.

20. Г.П. Шалаева. Большая книга логических игр. Первый учебник вашего малыша.- Москва: АСТ: СЛОВО, 2013.-224 с.

21Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду. Москва: Генезис, 2015.

Модель психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя 3 блока:

· Работа с детьми;

· Работа с родителями;

· Работа с педагогами.

На основе данной модели разрабатывается тематическое планирование работы по психологическому сопровождению.

Направления деятельности:

1 блок работы - коррекционно-развивающая работа с детьми.

В него входит диагностика индивидуального развития детей с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Разрабатывается программа психолого-педагогического сопровождения, которая включает в себя коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультативную работу с педагогами и родителями.

Занятия в коррекционно-развивающей группе направлены на развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); развитие произвольности поведения и деятельности.

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии объединены одной темой, героем или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению результата (например, помощь сказочному герою).

Задания на занятиях подбираются с учетом зоны ближайшего развития детей. Каждое занятия должно включать в себя коммуникативные, познавательные и развивающие игры, а также психогимнастические и релаксационные упражнения.

Современные дети находятся под воздействием факторов, негативно сказывающихся на их психологическом здоровье. В практике нередки случаи, когда дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, испытывали серьезные трудности в учебе и адаптации в школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, импульсивность и другие). Поэтому в работу с детьми необходимо включать специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.

В конце учебного года (апрель-май) проводится динамическая диагностика развития, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы.

2 блок – работа с родителями:

·Выступления на родительских собраниях с информацией о психологических особенностях старшего дошкольника; компонентах школьной зрелости, развитии определенных психических функций, создающих основу для дальнейшего обучения и.т.д.

·Проведение тематических консультации, обновление информации в группах в уголках педагога-психолога, на сайте детского сада.

·Индивидуальные консультации с родителями, в ходе которых освещаются итоги диагностического обследования ребенка, даются рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии.

3 блок – работа с педагогами:

·Выступление на педагогических советах, семинарах.

·Проведение тематических консультации по теоретическим вопросам, касающихся особенностей развития старших дошкольников.

·Проведение индивидуального консультирования, в ходе которого даётся информацию по итогам диагностики, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Обсуждение вопросов, касающихся реализации маршрутов, оценки эффективности и своевременной корректировки.

Актуальность работы по сопровождению освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях очевидна, она приносит положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям и взрослым.
2023-05-04 15:02 2023