Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать строение листа.
• давать объективную оценку проведенной деятельности
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
подгрупповая
Оборудование и материал:
костюм следопыта,4 картинки с признаками осени; корзинка; вырезанные из бумаги листья яблоня, береза и клен по 10 штук; мольберт, корзинка, лупы и кленовые листья по количеству детей, камни и листья яблони по количеству детей, дубовые листья и блюдечки по количеству детей, 5 тазов и по 2 березовых листочка на каждого ребенка, стакан с нарисованным на нем деревом, вода и подсолнечное масло, шприцы с краской по цвету листьев 4 штуки, макет дерева и картонные листья-для рефлексии, картинки: перо, корабль, чашка, яблоня, клен, береза, 3 контейнера(для игры), подставки 6 штук
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Стук в дверь. Приходит следопыт
Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста куда я попал?
В детский сад.
Ого, как хорошо, я здесь еще никогда не был…А как вы думаете кто я?(ответы детей)
Я- следопыт, я - Крутик По; меня запомнить всем легко. А вас как зовут?
А как вы думаете, кто такой следопыт? (ответы детей)
Следопыт –это человек, который отправляется в путешествие, чтобы отыскать следы каких-либо зверей, событий явлений….Я вот очень хочу найти следы осени…А вы хотели бы найти следы осени?(ответы детей)
Ура, мы сегодня все будем следопытами и вместе будем искать следы осени….у вас в группе
Обращаю внимание детей на мольберт, который до этого был перевернут (на нем несколько картинок с признаками осени)
Ой, ребята мне кажется я что то нашел. Подойду ка я поближе…У следопыта в руках микрофон
Как выдумаете картинка-это след осени?
Сама картинка-нет, а вот то, что мы на ней видим может быть ее следами…
1 картинка Сбор урожая..(имя ребенка)как ты думаешь какое это время года? А почему ты так думаешь? какой след оставила осень на этой картинке? (урожай, который собирают люди)
2я картинка Улетают птицы …(имя ребенка),что ты видишь на этой картинке? когда это бывает? А как называются птицы, которые улетают осенью(перелетные) А каких перелетных птиц знаете вы?
3я картинка Белки с орешками в зубах…(имя ребенка),кого ты видишь на этой картинке? что они делают? А зачем им нужны шишки? Что делают животные осенью? как вы думаете, как к зиме готовятся медведь и еж? а белка и заяц как?
4я картинка Дети гуляют под дождем Кого вы видите на этой картинке? Что они делают? какая у них одежда? как вы думаете когда это бывает? какой след здесь оставила нам осень?(дождь, лужи, резиновые сапоги и дождевики)
Ого, как много следов мы нашли осенних это и урожай, и птицы перелетные, и белки, которые запасают еду, и лужи и дождь,и резиновые сапоги
А я знаю один особенный след у осени,в другое время года такого не бывает Хотите я вам его покажу?(ответы детей)Для этого я хочу вас пригласить к столу
Листопад в стакане
Описание опыта На стакане рисуем дерево В стакан на 2 см налита вода, остальное подсолнечное масло, рядом шприцы в них заранее набрана краска желтая, красная, оранжевая, зеленая Пускаем струйки из шприца и видим как краска падает, собираясь капельками, опускаясь на дно Если опустить шипучую таблетку то капельки начнут кружить, но идет смешение красок
Какой же след осень оставила здесь? как называется это явление?(листопад)
Во время опыта сзади детей помощник рассыпает листья березовые, кленовые, яблоневые(которые до этого стоят рядом со столом в небольшой прикрытой корзине)
Поворачиваемся, либо жду пока кто то из детей их заметит…Листья…..как вы думаете это следы осени?(ответы детей)…..я так люблю осенние листья…А как вы думаете, они с одного дерева или с разных? А с каких? А какой они формы? Какого размера? Ребята,а вы любите играть?Я не умею определять с какого дерева упал наш листочек, а вы деревья знаете….Помогите найти, пожалуйста с какого дерева упал наш листочек Раз, два, три к деревцам беги….
На столе стоят на подставках картинки деревьев яблоня, береза, клен и перед ними контейнер куда нужно положить листок с данного дерева
Затем следопыт вместе с детьми проверяет все ли листья на месте, проговаривая цвет, форму и размер. Если есть ошибки, то совместно исправляют
Ребята, а с кем или чем можно сравнить осенние листья Как вы думаете на кого или на что они похоже? Почему? (ответы детей)
Чтобы ответить на этот? я приглашаю Вас пройти к столу
Опыт
1 Таз с водой один на двоих, у каждого по березовому листочку, либо по два Предлагаю опустить лист в воду, подуть, спросит что происходит?(лист плывет)Подуйте на него, тонет или нет?(нет)На что же похоже эти листья?(на корабль)Выставляю картинку корабля на подставке
Переходим к следующему столу
Опыт
2 На столе на подносе лежат сухие листья дуба Спрашиваю, с какого дерева эти листья? значит какие они? Предлагаю каждому взять лист помять в руке, раскрошить (сама тоже участвую)Что случилось с нашими листьями? какие они?(ломкие, хрупкие)Ребята, а что у нас бывает очень хрупким, легко бьется.(стекло)Верно Значит на что похожи наши листья?(на стекло) Выставляю картинку стеклянная чашка на подставке.
3 На столе листья яблони и камни. Предлагаю взять на ладони Подуть сначала на камень, затем на лист Что произошло с листочком Он улетел А почему потому что он легкий как перышко. А на кого похожи листья, которые летят Кто еще летает? Птица (верно,выставляю картинку пера)
Ребята, спасибо вам, что помогли узнать на что бывают похожи листья На каких деревьях они растут, какой они формы цвета и размера осенью бывают. А хотите узнать почему они опадают?(ответы детей)
Я думаю вы заметили, что я, как настоящий следопыт пришел к вам не с пустыми руками,а с лупой, которая помогает мне увидеть то, что не видит никто. И сейчас я хочу вас пригласить к столу, где каждого из вас ждет лупа и кленовый лист. Пожалуйста проходите, лупу возьмите, на листок поглядите Что вы видите?
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью?
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Осенью лист получает мало питательных веществ и поэтому меняет цвет и опадает.
А сейчас оставляем лупы и листочки и я хочу вас удивить Не знаю, заметили вы или нет, но я нашел в вашей группе дерево А вы видите его? Выставляем в центр, чтоб всем было видно, как вы думаете оно осеннее?(дерево без листьев)Мне кажется оно похоже на зимнее вон и листьев нет совсем…Я предлагаю вам его украсить:но, чтоб листочек посадить поделись с нами тем, какой след осени тебе запомнился, понравился и почему? Даю образец, я теперь знаю, что резиновые сапоги это следы осени и я могу ходить в них по лужам…..(выслушать всех детей)Украсить принесенное дерево листьями, забрать с собой чтоб оно напоминало о следах осени. Поблагодарить детей за помощь и участие в занятии.